Юрий Соломин: Надо играть так, чтобы возле театра стояла скорая помощь
Сегодня, 18 июня, отмечает юбилей народный артист СССР, бессменный художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. «Вечерняя Москва» связалась с именинником, чтобы поздравить его с 85-летием.
— Юрий Мефодьевич, как вы на этот раз собираетесь отметить свой праздник?
— День рождения — дело личное и семейное. К тому же мне исполняется достаточно много лет, чтобы ценить каждый момент общения с близкими. Поэтому ответ однозначный: праздную дома. В этот день мне обязательно позвонят далекие друзья и родственники, но в доме гостей будет немного: к сожалению, я сейчас не в самой лучшей физической форме. Устал, неважно себя чувствую.
— А как пережил период самоизоляции Малый театр — главное дело вашей жизни?
— Нынешний, 264-й, сезон закончился для нас в очень непростых условиях. Самоизоляция замедлила работу над некоторыми постановками, а в июне и июле спектаклей вообще нет. Но сейчас эпидемия, скажем не загадывая, отступает, и есть надежда, что с августа мы сможем возобновить работу, начнем репетиции. В этом случае в сентябре ждем зрителей.
— Пустите наших журналистов на первую репетицию нового, посткарантинного сезона?
— Конечно. При одном условии: вам должно быть интересно то, что Малый театр делает. Вам интересна классика? Я уже говорил однажды в интервью, что до Малого театра надо дорасти. Потому что это не шоу-бизнес, не посиделки со знаменитостями. Это большое искусство.
— Не секрет, что иногда зритель готов взять билет не на конкретный спектакль, тем более — классический, содержание которого и так каждому известно, а «на знаменитого актера»… На Юрия Соломина, например. И даже не важно, в какой постановке он увидит своего кумира…
— Вас не очень хорошо слышно по телефону, а потому сделаем вид, что вашей тонкой лести я просто не разобрал… Да, наверное, это особенность зрительского восприятия: актера запоминают по сыгранным ролям. Для многих любителей кинематографа я, наверное, до сих пор офицер-разведчик из «Адъютанта его превосходительства». А между тем наивысшее творческое удовлетворение актера — это все-таки удачно сыгранные роли на театральной сцене.
— То есть Мольер из «Кабалы святош» или Доменико Сориано из пьесы итальянского классика Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» для вас важнее и ближе, нежели Арсеньев из «Дерсу Узала» или Славин из «ТАСС уполномочен заявить»?
— В какой-то мере, наверное, да. Потому что я один из учеников Веры Николаевны Пашенной. В 1953 году я был принят на курс к этой великой актрисе. А окончив учиться, сразу же поступил в труппу Малого театра, погрузился в его атмосферу, научился ей дышать.
Когда-то мы, последний курс Веры Николаевны, репетировали чеховскую «Чайку». И Пашенная говорит студентке, игравшей Нину Заречную: «Наденька, ты вот эти слова скажи и полетай над зрительным залом. Только потом уж продолжи». И тут она, очевидно, поймала удивление в моих глазах: как это — «полетай»? «Да-да, — говорит, — полетать. Когда артист уходит со сцены, он должен оставить кусочек своего сердца».
— Если сердце без конца делить на зрительный зал — не разорвется?
— Я тоже по молодости усомнился в словах своего учителя. Так и сказал: «Можно и умереть…» А Вера Николаевна заверила: «Не умрешь. Наоборот, станешь сильнее и богаче на одну эмоцию, которую вернет тебе зритель». В кино, кстати, такого непосредственного контакта с аудиторией нет, оно живет другими законами.
— С 24 лет вы преподаете сценическое искусство. Какое ваше самое частое напутствие молодым артистам?
— Молодежи я говорю: «Надо играть так, чтобы возле театра стояла скорая помощь. Искренне играйте, честно. На разрыв аорты».
— Что для вас критерий того, что постановка удалась?
— Сейчас многие под успехом спектакля понимают успех коммерческий. Но художественную ценность работы актеров и режиссеров не измеришь в доходе от проданных билетов. Кассовый успех спектакля — вторичный признак удачи. Для меня признак того, что спектакль удался, — это когда на сцене классика, известная каждому до буквы, ну, например, Островский, а после определенных реплик у зрителя катятся слезы. Если зал испытал все эмоции, которые ты сыграл, вы на одной волне. И это — успех.
«ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА» ПОЗДРАВЛЯЕТ ЮРИЯ МЕФОДЬЕВИЧА С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЖЕЛАЕТ ЕМУ УСПЕХОВ И НОВЫХ ПОБЕД!
Читайте также: Владимир Сунгоркин: Нужно работать быстро