Фото: Валентин Звегинцев, «Вечерняя Москва»

Война кваса и кефира: почему традиционные блюда вызывают столько споров

Общество

Лето — не только сезон овощей, фруктов и зелени, но и время ожесточенных споров, какой шашлык самый вкусный, какой лимонад самый правильный...

Но больше всего копий ломается вокруг окрошки. На квасе или на кефире?

— Окрошка — это самый русский суп, который сохранился до наших времен, — отмечает шеф-повар и историк русской кухни Владимир Мухин. — И сегодня в нашей стране рецептов «правильной» окрошки столько же, сколько регионов. Москвичи, к слову, готовы к экспериментам. Они идут в рестораны не для того, чтобы попробовать чистый «вкус детства», а чтобы испытать новые ощущения. У нас, например, окрошку подают с груздями.

И если в заведениях общепита новшества воспринимаются спокойно, то на домашних кухнях зачастую разыгрываются настоящие битвы вкусов.

— Споры о правильных окрошках, борщах и других традиционных блюдах — это проявление иерархического инстинкта — «я царь горы, знаю лучше вас», — рассказывает психолог, доцент МГППУ Юлия Лисичкина. — Люди считают свои рецепты правильными, потому что привыкли к ним с ранних лет. Есть такое понятие, как импринтинг — привязанность к объектам, идущим из детства. Из-за этого мы не можем расстаться с многими привычными вещами: старыми тапочками, одеждой и так далее.

Она отмечает, что в современном мире еда уже давно перестала выполнять свою первоначальную функцию.

— Древние люди питались, чтобы утолить голод, сегодня пища — удовольствие, — говорит психолог. — Ажиотаж вокруг рецептов связан с повышенным вниманием к еде как способу развлечения. Повара и кулинарные блогеры рассказывают нам, что знают самые «главные и настоящие» рецепты. На этих же уловках, кстати, строится вся реклама.

Исконно русское фитнес-питание

Окрошка с вареной колбасой унаследована нами от Советского Союза. По ней ностальгируют многие, но в ней мало общего с изначальной версией, которую сын приносил отцу, работавшему в поле. В те времена это были рубленые овощи, а к ним прилагался в качестве напитка рассол или квас. И очень часто серые щи — по сути тоже напиток, похожий на капустный рассол.

Иногда крошево смешивали с щами. Ведь окрошка — это символ горячей поры для крестьян. Работникам нужно было быстро утолить и голод, и жажду. Вот такое исконно русское фитнес-питание.

СПРАВКА

Индекс окрошки в Москве опустился ниже уровня инфляции. Для семьи из четырех человек блюдо обойдется в 409,1 рубля, на 8,2 рубля больше, чем год назад. И на 0,4 процента меньше уровня инфляции.

Читайте также: Онколог рассказал о ранних симптомах рака кишечника

amp-next-page separator