Актер Максим Суханов: Воспоминания — это мертвая даль, в которую я погружаться не люблю
В числе постановок, которые зрители могут увидеть в режиме онлайн, — архивный спектакль по пьесе Мольера «Амфитрион», главную мужскую роль в котором исполнил Максим Суханов. С вопроса об этой постановке и начался наш разговор с актером.
— Максим, как вы считаете, есть ли у пьесы Мольера связь с нашей реальностью?
— История эта, на мой взгляд, актуальна для любого времени, любой страны. Это пьеса об имитации чувств, лжи, иллюзиях, которые люди перед собой выстраивают, игнорируя чувства, которые они действительно испытывают...
— Вы с 1985 года служите в Театре Вахтангова. Чем объясняется такая верность?
— Мне в нашем театре всегда было интересно, и условия устраивали, и с администрацией находил общий язык. Было бы не так — скорее всего, ушел бы, я не из тех, кто во что бы то ни стало, даже при неразрешимых конфликтах, остается в одном театре, на одном месте.
— И вы не из тех актеров, кто называет театр домом?
— Нет. Я убежден, что надо разделять эти территории. Мне нравится работать и в кино, и в театре. Это сферы совсем разные. И если в театре я провожу десять месяцев в году, то кинопроект длится обычно месяц–два.
— Каким будет юбилейный, сотый сезон вашего театра?
— Наверняка этого я не знаю. Пандемия внесла много путаницы в нашу жизнь, планы. Думаю, и репертуар будет меняться.
— К участию в каких проектах вернетесь теперь, после окончания режима самоизоляции»?
— Жду возобновления съемок фильма «Топи». Его снимет Владимир Мирзоев по сценарию Дмитрия Глуховского. Это драматический фильм, даже трагический, с элементами детектива и фантастики. Я там играю странного персонажа, ведущего двойную жизнь.
— Знаю, вы очень разборчивы в выборе ролей. Какие истории вас цепляют?
— Мне должно понравиться, как прописана роль, она должна «совпасть» со мной, чтобы я мог сразу хотя бы примерно представить, как ее интересно сыграть. Хорошая драматургия ведет за собой не только зрителей, но и актеров читаешь сценарий — и тебе все удивительно. Очень важны режиссер, актерский состав.
— Вы не раз играли Сталина, но признавались, что к числу ваших любимых персонажей он не относится. Были ли в этом плане роли сложнее?
— Даже если речь об историческом персонаже, роль прежде всего рассматриваешь в контексте драматургии, относишься к истории. Если она нравится, я бы о сложностях не говорил. Они могут быть технические — например, грим, который много часов наносят. Но о таком быстро забываешь. Фильм «Орда», где я играл митрополита Алексия, снимали в Астрахани. Август, плюс 48 градусов в тени... Я с пластическим гримом, в парике. Это испытание. Но к художественному процессу это отношения не имеет, скорее — к здоровью и выдержке: сможешь ли вытянуть такой проект.
— Доводилось делать что-то необычное, чтобы войти в образ? Некоторые актеры выходят в город в гриме, изучают реакцию людей...
— Никогда так не делал. Думаю, одной фантазии вполне достаточно, чтобы вообразить себя кем-либо, «вылепить» нужный образ.
— Когда-то вы хотели стать рок-звездой. Что для вас музыка?
— Без нее себя не очень представляю. Интересуюсь и классической, и современной; к року отношусь с большим пиететом. Я вырос на песнях The Beatles, Pink Floyd, Led Zeppelin, Deep Purple. Нравится и блюз. В игре на гитаре считаю себя дилетантом, на фортепиано играю лучше — учился.
— Вы с юных лет проявляли себя как коммерсант — варили джинсы, разводили рыбок на продажу... Предприимчивость актеру помогает?
— Любопытство помогает. Я очень любопытен, это дает энергию для того, чтобы не сидеть в болоте, не буксовать. Мне все интересно. А в воспоминания погружаться не люблю. Знаю, многим свойственно смотреть в эту мертвую даль, давать волю ностальгии. Но не мне.
— А роли не оставляют на вашей личности отпечаток?
— Нет. Это на ролях, убежден, должен оставаться мой отпечаток.
— Как, по-вашему, есть ли место экстриму в актерской профессии?
— Да, риск может быть — для психики. Но тут, на мой взгляд, каждый волен определять свои границы. Так что и степень экстрима у каждого своя. Впрочем, как и темперамент актеров, и их судьбы.
ДОСЬЕ
Максим Суханов — актер театра и кино, продюсер, композитор. Дважды лауреат Государственной премии России. Родился в 1963 году. В фильмографии актера около 40 работ, в том числе в таких фильмах, как «Страна глухих», «Богиня: как я полюбила», «Обратный отсчет», «Три сестры», «Один вздох».
Читайте также: Актер Михаил Башкатов: Мне незнакомо чувство ностальгии