Фото: «Вечерняя Москва»

Эксперт по этикету объяснила, сколько чаевых нужно оставлять и в каких случаях

Общество

46 процентов россиян периодически оставляют чаевые — об этом свидетельствует результат опроса онлайн-сервиса услуг YouDo.com. Еще четверть оставляет на чай всегда, 29 процентов никогда этого не делают. Согласно исследованию, чаще всего чаевые достаются курьерам.

«Вечерняя Москва» поговорила с президентом Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу Альбиной Холговой, которая объяснила, кому, когда и сколько нужно оставлять на чай.

Благодарить в подобном формате мы можем, разумеется, не только официанта или курьера, по словам Холговой, но и парикмахера, косметолога, таксиста и даже сотрудника гардероба.

— К слову о последнем, выяснила, что часто возникает недопонимание — люди думают, что речь идет о больших гардеробах в концертных залах, где у вас забирают пальто и дают номерок. На самом же деле говорится о тех сотрудниках, которые помогают надеть или снять верхнюю одежду. Здесь, к слову, есть свои нюансы. Если речь о даме или компании, состоящей только из женщин, считается, что сотрудник — джентльмен, ему приятно поухаживать, потому чаевые не оставляют. А вот мужчина может поблагодарить гардеробщика купюрой, — отметила Холгова.

Речь, к слову, именно о купюрах — оставлять монеты считается невежливым, это допустимо только в случае, если другой наличности у вас нет. Давать деньги в руки тоже не стоит, финансовую благодарность следует оставить на поверхности.

Размер чаевых каждый определяет для себя сам, в некоторых странах существуют стандартные, практически обязательные чаевые. В США, например, «стандарт» — один из самых высоких, а дать на чай могут даже сотруднику Макдоналдса:

— В нашей стране оставить 10 процентов от счета — уже хорошо. И все-таки надо помнить, что чаевые не ваша обязанность, они оставляются только тогда, когда понравилось обслуживание. Впрочем, стоит заметить, что сервис в России часто оставляет желать лучшего, так что порой отблагодарить сотрудника возможности нет, — добавила Холгова.

Иногда оставить на чай и хочется, но не получается — сегодня мало кто пользуется наличным расчетом, а переводить деньги официанту через онлайн-банкинг по номеру телефона кажется странным.

— За границей эта проблема решена уже давно — в ресторане вы можете предупредить официанта, что на чай будете оставлять по карте, и тогда эту опцию включат в счет. Однажды, уже в нашей стране, подруга сказала, что хочет отблагодарить официанта, и он продиктовал ей номер телефона для перевода денег с карты на карту. Это не совсем красивая ситуация с точки зрения этикета, но проблема идет больше со стороны ресторанов — техническая возможность внедрить опцию безналичных чаевых существует, так почему бы ее не реализовать, чтобы посетители не испытывали неловкость? — считает Холгова.

К слову, встречаются примеры и обратной несправедливости. В других странах распространенной практикой считается автоматическое включение чаевых в счет без желания на то клиента. Подобные примеры редко, но начали встречаться и в нашей стране.

— Конечно, это не очень правильно по отношению к клиенту, — замечает Холгова. — Когда чаевые уже включены в счет, человек становится заложником ситуации, это чувствуют и сотрудники, которые понимают, что вне зависимости от качества обслуживания они получат гарантированную благодарность от клиента. К примеру, была в одном ресторане в Вене, старом, известном месте с бесконечным потоком гостей, обслуживали клиентов там пожилые дамы, общавшиеся с посетителями в крайне снисходительном тоне. Разумеется, в такой ситуации оставлять чаевые желания нет никакого, — рассказала Холгова.

Эксперт заключила, что оставлять или нет чаевые — воля исключительно самого клиента, но в России оставить благодарность в размере хотя бы 10 процентов от счета при качественном обслуживании является хорошим тоном.

Читайте также: Эксперт по этикету рассказала, чего категорически нельзя делать в поезде и самолете

amp-next-page separator