Время гаданий и волшебных цветов: как правильно отмечать праздник Ивана Купалы
В ночь с 6 на 7 июля отмечают народный праздник Ивана Купалы. По традиции его празднуют с богатой культпрограммой: можно прыгать через костер, плести венки и петь песни. «Вечерка» узнала, в чем смысл этих обрядов.
— Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) знаменует поворот природы от весны к лету, — рассказывает культуролог Нана Бахтадзе. — А в годовом цикле происходила «смена вех» наоборот. Солнце поворачивало на зиму, начиная укорачивать световой день. Очень важное событие для земледельцев. В дохристианские времена праздник отмечался 21 июня, потом сместился на 24-е (день рождения Иоанна Крестителя), которое преобразилось в 7 июля по новому стилю. Имя празднику досталось от Предтечи и Крестителя Господня, а «фамилия» — своеобразный перевод слова «креститель» с греческого как «купатель, погружатель». Неоязычники утверждают, будто существовало особое божество Купала. Однако самое раннее его упоминание встречается только в литературе XVII века. Как в древности звали «божка-основателя» праздника, мы не знаем.
В Иванове дне, как и во многих других датах народного календаря, христианская символика переплетается, а, скорее, подменяется мистическими верованиями, восходящими к языческим временам. Так, таинство крещения Христа в реке Иордан имеет в русской дохристианской традиции параллель с ритуальными омовениями в открытых водоемах.
Чудесное исцеление
Такое впечатление, что на Иванов день развлечения предусмотрены только для романтически настроенной молодежи. Однако людям взрослым и практичным тоже занятия найдутся. Например, можно заготовить банные веники. Ветви, срезанные и высушенные на Ивана Купалу, обладают особенными целебными свойствами, точно так же, как огонь и вода. Также можно вылечить больных родственников: снять с них всю одежду и сжечь ее в праздничном очистительном костре. Они тотчас вскочат с одра болезни и скажут вам «большое спасибо»! Для профилактики болезней скота проведите животных между двумя кострами — и они будут здоровы целый год.
Венок исполнит желания
Венок из веточек березы и цветов — символ невесты — в ночь на Ивана Купалу становился ключевым инструментом гаданий. В час заката венок бросали в воду, загадав желание. Если он резво уплывал вдаль, то можно было не сомневаться, что желание сбудется. Если изделие шло ко дну или прибивалось назад к берегу — значит, ничего не получится.
По той же схеме можно было загадывать имя суженого и сроки свадьбы: если венок тонул или не плыл — стало быть, в текущем году под венец пойти не судьба. Считалось, что прогноз на будущее дает и костер: если влюбленным удавалось перепрыгнуть через него, не расцепив рук, то вскоре девушке следует ждать сватов от ее любимого.
Утопление (сожжение) чучела
Как ни странно, должность чучела — ритуальной жертвы — тоже зачастую исполняла береза, ведь «сценарий» Иванова дня отражает вечное круговращение жизни и смерти. Древние люди верили: чтобы обеспечить скорое и бурное рождение нового, нужно качественно и с удовольствием угробить старое. Убийство березы состояло в том, что ее срубали и топили в речке. Якобы так — по воде — лесная дикая сила передается полям, которые возделывают люди. Однако «хоронили» березу опять же с песнями и плясками — праздник все-таки. На юге России и на Украине дерево часто заменяли соломенной куклой. Ее разрывали на части и сжигали.
Всемогущая березка
Береза, а вовсе не елка, — самый затрепанный атрибут многих старинных и «исконных» праздников. Она раньше других деревьев покрывается свежей листвой, как бы намекая нам на свою особенную жизненную силу. Поэтому все манипуляции с березой — украшение лентами и нитками, «завивание» веток в венки, хороводы с песнями — связаны с тем, чтобы задобрить природу, чтобы дерево поделилось с девушками и женщинами своей могучей энергией. С этой же целью березку «заламывали»: нагибали и привязывали ветки к траве, чтобы укрепить таинственную связь человека с силами матери-земли — через березу. Этот день открывал купальный сезон, который длился до Ильина дня, 2 августа. Во многих регионах считалось, что 23 (6) июня — на Аграфену Купальницу — реки и озера покидают водяные, русалки и прочие. Ведь нежить любит ночь, а теперь ночи короткие, можно плескаться спокойно.
Прыжки через костер
Самое характерное «купальское» развлечение. Причем огню именно в ночь на Ивана Купалу приписывалась особенная магическая сила самого разнообразного свойства. Исследователи считают, что главной функцией купальского костра было очищение мира — от болезней, нечистой силы. По еще одной версии, огонь помогает солнцу согревать землю — и урожай, соответственно. Люди, прыгавшие через костер, — и поодиночке, и парами, — тоже напитывались энергией солнца.
Ритуальная трапеза
Это кутья — угощение, которое обычно подают на поминках. Ничего удивительного: поминать усопших было принято на всех больших календарных праздниках, особенно связанных со сменой времен года или означающих какие-то важные перемены: на Рождество, на Троицу, на Пасху тоже поминают предков. В деревнях кутью готовили из цельных пшеничных зерен, символизировавших вечное возрождение жизни, ведь зерно не погибает бесследно, а дает начало ростку. В городах, где пшеница существовала в основном в виде булок, кушанье готовили из риса. Также к кутье добавлялись ягоды (в городах — изюм).
«Свободные отношения»
Объятия и поцелуи в ночь на 7 июля связаны с символикой рождения новой жизни, которая ассоциируется у всех нас — как ни крути — с любовью, браком и телесными радостями. Правда, народ вполне отдавал себе отчет, что все «до свадьбы нельзя». Ведь Иван Купала — это Иоанн Креститель. Поэтому никаких разнузданных любовных игрищ в христианскую эпоху уже себе не позволяли. И все равно, на всякий случай, отправлялись очищаться, не мистически прыгая над костром, а вполне физически — в ближайшем водоеме или утренней росе. Росой могли вымыть и дом, потому что вся вода на Купалу — ясное дело — обладала высочайшими дезинфицирующими свойствами.
В поисках папоротника
Главный символ Ивана Купалы — мифический цветок папоротника. Того, кто его найдет, цветок наделял волшебными свойствами: способностью видеть будущее, понимать язык животных, прозревать клады глубоко под землей, делаться невидимым и так далее. Однако есть опасность нарваться на нечисть, которая охраняет редкий цветок, — и тогда прощайте мечты о карьере супермена. Именно такая история произошла с главным героем повести Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» Петрусем. Он, бедный, вообще жизни лишился.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виталий Ткачев, протоиерей:
— Праздник взяли на вооружение неоязычники, используя в нем и безобидные фольклорные элементы, вроде прыгания через костер, и бесовские игрища, основанные на суевериях, наносящих непоправимый вред душе. Я бы советовал христианам открыть свое сердце для подлинной радости и отпраздновать Рождество Иоанна Предтечи не гаданиями и участием в ритуалах, а молитвой и общением с близкими людьми.
Читайте также: Верхом на метле. Как защититься от злых духов