Фото: РИА Новости / Алексей Даничев

Офицер объяснил, почему «неуязвимый» ракетный поезд «Баргузин» поставлен на запасной путь

Общество

Российские Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) при необходимости смогут получить новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин» в течение ближайших трех–пяти лет, сообщают СМИ.

Полковник запаса, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский рассказал «Вечерней Москве» о преимуществах современного БЖРК и о необходимости возрождения таких систем в России.

По словам Мураховского, главное преимущество нового комплекса — это то, что состав не имеет никаких внешних признаков, которые позволяют его отнести к носителям межконтинентальных баллистических ракет. И его можно перемещать по стране сколько угодно.

— Я говорю про комплекс «Баргузин». Это его основное отличие от предшественника — советского комплекса «Молодец». Учитывая, что по железным дорогам курсируют тысячи составов, фактически невозможно его отследить техническими средствами разведок иностранных государств. В некотором смысле это неуязвимый объект, — рассказал эксперт.

Если говорить о системах «Ярс» на мобильных колесных установках, то, по словам офицера, они, несмотря на все свои преимущества, имеют один существенный недостаток — пункты постоянной дислокации вероятному противнику отлично известны.

— Такой информацией мы обменялись с американцами согласно условиям договора СНВ-3. При возникновении угрозы они покидают пункты постоянной дислокации и уходят в позиционные районы. Но изначально их местонахождение известно, — объяснил он.

В металле БЖРК нового поколения так и не воплотили. Ожидалось, что состав вот-вот примут на вооружение, но в конце 2017 года стало известно, что разработка «Баргузина» прекращена.

— Комплекс, по сути, разработан, но не создан. Однако, если это произойдет, его характеристики должны быть такими же, как у подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс», — межконтинентальная баллистическая ракета (10 000–12 000 км — прим. «ВМ») с разделяемыми головными частями индивидуального наведения и средствами преодоления противоракетной обороны. Пока будем считать, что «Баргузин» поставлен на запасной путь, — добавил Виктор Мураховский.

В заключение эксперт заявил, что Россия не видит необходимости в принятии на вооружение таких систем, поскольку пока стратегическое ядерное сдерживание обеспечивается другими средствами, которые есть в российских вооруженных силах.

СПРАВКА «ВМ»

Идея запускать межконтинентальные баллистические ракеты берет свое начало в 1960-х годах. Подобные проекты активно разрабатывались в Соединенных Штатах Америки, однако из-за высокой стоимости их реализация откладывалась, и только в 1990 году был испытан воплощенный в металле прототип. Но к тому времени холодная война закончилась, в серию комплекс не пошел.

В России разработки боевых железнодорожных комплексов начались в конце 1960-х. На заре перестройки прошли испытания и уже вскоре были сформированы три дивизии, в каждой из которых имелось по четыре состава с БЖРК «Молодец», суммарно — 36 пусковых установок, по три в каждом составе. Вплоть до начала 2000-х они несли службу на просторах России, но в рамках договора СНВ-2 и морального устаревания были расформированы. Большую часть ракет утилизировали, а две пусковые установки можно увидеть в музеях. Командование РВСН сделало ставку на развитие колесных грунтовых комплексов семейств «Ярс» и «Тополь».

Тем не менее в 2009 году стали говорить о возрождении БЖРК. А в 2012 году начались разработки в рамках проекта «Баргузин».

Читайте также: «США здесь отстают от нас»: чем Россия может ответить на «супер-пупер-ракету» Трампа

amp-next-page separator