Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения Москвы

Столичный психолог ответила на вопросы, которые волнуют родителей первоклашек

Общество

Лучшая подготовка ребенка к школе — ролевые игры, — считает специалист Московской службы психологической помощи Екатерина Астахова. Почему нельзя запрещать малышу гаджеты? Как мотивировать первоклассника выполнять домашнее задание? Нужна ли специальная подготовка к школе? Об этом и многом другом читайте в нашем интервью.

ОТ ИГР К УЧЕБЕ

— Екатерина, с какого возраста ребенок психологически готов к обучению в школе?

— Есть такой период — дошкольный возраст, он начинается с 3 лет и заканчивается в 6–7 лет. В это время ведущей деятельностью малыша становится игра. С ее помощью он учится, узнает новое, развивает образное мышление. Завершается этот период кризисом семи лет, после которого включается другая ведущая деятельность: учеба. В это время и стоит отправлять ребенка в школу. Но, конечно, готовность лучше оценивать индивидуально. Ситуации бывают разные. Например, если у ребенка серьезные проблемы со здоровьем, торопиться не стоит.

— Как проявляется кризис семи лет?

— Зачастую он проходит незаметно для родителей. В этот период стоит позаботиться о комфортной обстановке дома: малыш должен чувствовать любовь, заботу, спокойствие и безопасность. Лучше сократить количество секций и кружков, ограничить время на гаджеты, не допускать скандалов. В спокойных условиях он поскорее примет свой новый статус и адаптируется.

УЗНАТЬ ПРАВИЛА

— Обязательно ли ходить на подготовительные занятия к школе?

— Подготовительные занятия — хороший механизм, который поможет ребенку понять, что его ждет впереди. Идеально, если их будет вести будущий учитель малыша. Так он привыкнет к педагогу, школе, правилам. Научится высиживать время урока, будет больше общаться со сверстниками, разовьет мелкую моторику. Но нельзя сказать, что это стопроцентная подготовка. В школе ребенок встретит и другие трудности. Главное, что помогает в этом возрасте развитию личности, — игры. Причем не в гаджеты, а именно реальные.

— А что насчет детского сада? Поможет ли это в школе?

— В этом вопросе мнения психологов разделяются. Кто-то категорически против детского сада, потому что дошкольный возраст считается самым ранимым. Наши психические травмы, которые мы потом за собой тянем, как правило, формируются в этот период. Однако дети, ходившие в сад, в социальном смысле превосходят малышей, которые там не были. Детский сад — пространство, где ребенок находится длительное время без родителей. Там больше возможностей научиться разным механизмам: как выходить из конфликта, играть по правилам, отстаивать свое мнение, уступать, жалеть, очерчивать границы. Есть те, кто не адаптируется к дошкольному учреждению, их мало. В таком случае лучше не травмировать психику ребенка, найти возможность не водить в сад. Те дети, которые не ходят в садик, тоже социализируются, но пространства для этого у них меньше, чем у ребят, посещавших его.

МАМА, К ДОСКЕ!

— Как подготовить ребенка к школе дома?

— Если говорить о развитии навыков, необходимых в школе (чтение, счет, мелкая моторика), здесь, конечно, есть специальные развивающие пособия, которыми родители могут активно пользоваться. Но в первую очередь с ребенком нужно очень много играть. Например, в школу. Пусть попробует себя в роли учителя, выйдет к доске, как ученик, поставит вам оценку или сделает замечание. Это поможет ему подготовиться к новому опыту эмоционально и психологически. Можно использовать любые ролевые игры, они учат малыша правилам, а школа — как раз то место, где их будет много. Играйте в дочки-матери, доктора-пациента, продавца-покупателя. Также обязательно нужно больше общаться со сверстниками, малыш должен уметь завести и поддержать разговор. Не запрещайте ему гаджеты полностью, иначе он просто не будет знать, во что играют другие дети, — это осложнит ситуацию. Конечно, детям перед школой важно заниматься спортом. Именно там у них формируются волевые качества. Также лучше заранее сформировать у малыша личное представление о школе, объяснить, что это такое и для чего нужно. Когда он поймет смысл, будет охотнее посещать занятия.

ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

— Что чувствует ребенок, когда только начинает ходить в школу?

— В любом случае это тревожность. И это нормально, потому что малыш адаптируется к новой деятельности, он волнуется. Если ребенок постоянно вам звонит и говорит, что ему плохо в школе, необходимо подробно обсудить ситуацию.

Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения Москвы

— А какие могут быть проблемы у первоклассников?

— Самое распространенное — трудности социализации. У ребенка не получается находить общий язык со сверстниками. Также малыш не сразу может начать воспринимать учителя. К примеру, у педагога может быть очень громкий голос, что непривычно в вашей семье.

— Как определить, что у малыша трудности в школе?

— Сразу что-то меняется в поведении. Например, раньше малыш любил поболтать, а тут ведет себя очень тихо. Или перестал сам накладывать кашу в чашку, ждет, когда это сделают родители. Внезапно снизились успеваемость и интерес к учебе. Эти мелочи могут указывать на то, что с ним что-то происходит, так защищается его психика. Если малыш отказывается идти в школу без причин, скорее всего, там есть какие-то трудности.

— А что делать, если догадки подтвердились?

— Обязательно поговорить с ребенком и выяснить причину. Также можно поиграть в эту ситуацию, поговорить с учителем, обратиться к психологу.

— Возможен ли в первом классе буллинг?

— Да. Редко, но такое бывает. Здесь обязательно проблему должны решать взрослые, ребенок не может справиться сам. Первое, что необходимо — диалог с учителем и родителями детей, которые участвуют в травле. Важно понять, что такая ситуация травмирует весь класс — как участников, так и жертву со свидетелями. Лучше подключать психолога. Если вопрос не решается, я рекомендую менять школу. Не нужно мучить ребенка.

— Как реагировать на детские истерики из-за ранних подъемов в школу?

— Стоит обсудить, что там происходит, почему он не хочет идти. Также необходимо регулировать режим. Так бывает, что родители забывают перейти с летнего распорядка на учебный и малыш ложится спать слишком поздно. Самое главное — сохранять спокойствие и не срываться.

МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ

— Как мотивировать выполнять домашнее задание?

— С самого начала нужно приучать ребенка к тому, чтобы он выполнял домашние задания самостоятельно. Введите строгие правила, в таких рамках ему будет проще ориентироваться. Например, приходим из школы и час делаем домашнее задание. Так должно быть всегда, кроме тех случаев, когда малыш заболел. Между предметами обязательно выдерживайте паузу 5–10 минут. Задают еще мало, поэтому приучить к дисциплине легче. Сперва контролируйте процесс, но постепенно отстраняйтесь. Через пару месяцев он научится делать все самостоятельно.

— Чем может помочь психолог и Московская служба психологической помощи в этом вопросе?

— Специалист может определить психологическую готовность ребенка к школе. Разработан целый чемодан проб и тестов, опираясь на которые мы можем проанализировать ситуацию. Также у нас есть цикл вебинаров, посвященный проблемам первоклассников. Прослушав лекции, родители получат расширенные представления и необходимые знания. Если у ребенка какие-то проблемы, особенности в развитии — важно проработать это со специалистами. Высокая тревога, страхи, низкая самооценка — все это нередко встречается в таком возрасте.

Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения Москвы

ТОП-5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЕБИНАРОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

12 августа, 15:00–16:30 — «Поколение Online». О чем: психолог подробно разберет тему детского увлечения гаджетами. Научит договариваться с чадом о времени пребывания в Сети. Расскажет об особенностях восприятия информации у детей нового интернет-поколения. Вы узнаете, как формируется интернет-зависимость и что с этим делать.

18 августа, 18:00–19:30 — «Школьные трудности пятиклассников». О чем: ребенок закончил начальную школу, и кажется, что все трудности позади. Ведь столько усилий было предпринято родителями, чтобы он привык к режиму, домашним заданиям, оценкам, смог выстроить отношения с одноклассниками и учителем. Казалось бы, можно выдохнуть, но на этом этапе возникают новые трудности. О них родителям расскажет психолог.

19 августа, 12:00–13:30 — «Школа — новый этап жизни». О чем: приближается время, когда ваш ребенок пойдет в первый класс. У родителей возникает масса закономерных волнений и переживаний. На вебинаре психолог расскажет об основных критериях готовности ребенка к школе, даст советы по адаптации.

20 августа, 15:00–16:30 — «Шпаргалка для родителей». О чем: участники вебинара узнают, что такое психологическая готовность ребенка к школе и как она формируется, получат практические советы и рекомендации от психолога.

27 августа, 12:00–13:30 — «Как помочь детям адаптироваться к школе в начале учебного года». О чем: начало учебного года — не только волнующее, но и напряженное время для детей, ведь кому-то только предстоит стать школьником, а кому-то — адаптироваться к новому статусу в следующем классе или в новом учебном заведении. Какие особенности говорят о том, что адаптация к началу учебного года идет успешно, а что указывает на неблагополучие? Как родители могут помочь ребенку в этом процессе? Об этом и многом другом расскажет психолог на вебинаре.

Читайте также: Средний чек на набор первоклассника в России вырос на 55 процентов

amp-next-page separator