Итальянский предприниматель Марко Маркезе на заседании Мосгордумы / Фото: Из личного архива Марко Маркезе

«В России легче, чем в Европе»: как итальянец развил бизнес в Москве в разгар пандемии

Общество

Из-за санкций активность европейских компаний в России упала. 29-летний Марко Маркезе — один из немногих бизнесменов, который не только не прекратил бизнес, но и преуспел. В беседе с «Вечерней Москвой» он рассказал, почему в России вести бизнес легче, что иностранцам нравится в Москве и как итальянцы относятся к русским.

Дань уважения предкам

Марко Маркезе родился в Катанье, на острове Сицилия. Он — потомственный бизнесмен. Его 89-летний дедушка строит коттеджи премиум-класса. Семья Марко владеет отелями на Сицилии, а также занимается виноделием. Оно уже давно не приносит прибыль, но, отдавая дань предкам, семья Маркезе решила сохранить компанию.

— Нас не интересует прибыль в 100 процентов. Лучше иметь меньшую прибыль, но распределить ее на годы вперед. Лишь бы в минус не шли. Для меня бизнес — семейная традиция, — отметил Марко.

Казалось бы, зачем из теплой и комфортной Катаньи перебираться куда-то? Море, солнце, песок. Другой итальянец, может быть, и не стал бы дергаться. Но Марко считает себя «нетипичным итальянцем».

— Я по менталитету ближе к немцам или даже к русским. Я не люблю, когда опаздывают больше чем на 15 минут. И я не такой эмоциональный, как мои земляки, — заметил он.

На Сицилии ему было тесно. Город Катанья хоть и немаленький, зато все друг друга знают. И если Марко вчера с подругой побывал в театре или в кино, завтра об этом уже знает весь город. Он решил выйти из зоны комфорта и попробовать начать «с нуля» в новой для себя стране.

После окончания бакалавриата по направлению экономика/юриспруденция Марко успел побывать в нескольких странах. У него была возможность устроиться на работу в США, в Бостоне. Но, побывав там, передумал. Менталитет не тот: «В Америке, если кто-то упадет на улице, прохожие даже не посмотрят».

Почему Россия

Россией он начал интересоваться задолго до приезда. Марко неплохо знает историю, особенно советский период. Находясь на Сицилии, он организовал несколько крупных бизнес-форумов с участием российских бизнесменов, после которых эта страна стала ему еще ближе.

— У русских менталитет мне больше нравится. В Москве если не каждый второй, то хотя бы каждый третий покажет тебе дорогу, спросит «все ли в порядке» и выручит в беде, — поделился итальянец.

Россию он выбрал еще и потому, что не любит путешествовать на самолете. В Москву, если что, можно всегда добраться на поезде или машине.

Америка не подошла и по финансовым соображениям. Средняя стоимость жилья в Бостоне — 1800 долларов. Почти половина зарплаты уходила бы на аренду.

В Москве Марко оказался в 2013 году, не зная ни слова по-русски. Первые слова на чужом языке итальянец запомнил от продавщицы супермаркета: «Пакет не нужен?». В отличие от других иностранцев, он не посещал курсы. Он лишь три раза позанимался с репетитором и решил дальше учить язык сам по советскому учебнику.

Маски без 100-процентной наценки

Марко в 2019 году перевел все свои активы из Италии в Россию на компанию, которая с 2014 года является российским юридическим лицом. Она занимается дистрибуцией медоборудования, средств индивидуальной защиты (СИЗ) и расходных медицинских материалов. Пандемия COVID-19 на ее прибыли сказалась незначительно. Ведь доля СИЗов в обороте компании составляет всего восемь процентов.

В отличие от других предпринимателей, добивающихся быстрого результата, Марко «не гонится за хайпом».

— В Италии в разгар эпидемии один респиратор, цена которого пол-евро, продавался за 25. По этическим соображениям мы предпочли не спекулировать на теме коронавируса. Мы не продавали маски и респираторы с наценкой в 100 процентов, стараясь удержать цены как можно ближе к докризисному уровню. Наша цель — не быстрые деньги на нуждающихся. Я хочу, чтобы моя компания продолжала жить и через 40 лет. Медицина всегда будет актуальным направлением, — подчеркнул предприниматель.

Секрет успеха его фирмы заключается в том, что на российском рынке медицинского оборудования «было много свободного места». Когда он туда заходил, технологии были еще советские. Конкурентов почти не было. Марко уверен, что бизнесмен должен разбираться в том, чем он занимается. Хотя по образованию он не медик, но по опыту работы на госслужбе в Сицилии по медицинскому направлению у него есть базовые знания по медицинским товарам. Благодаря этому ему удалось вычислить проходимцев, которых очень много развелось в России на фоне пандемии.

— За эти месяцы мне поступили сотни звонков и писем. Один из них предложил купить 25 миллионов масок из Китая. Когда я спросил, сколько самолетов нужно на перевозку, мужчина ответил — один «Боинг-767». Я-то знаю, что в такой лайнер вмещается максимум 1,5 млн масок в той упаковке, которую указал посредник. Разговор с ним был коротким, — говорит итальянец.

Made with Italy: бизнес в условиях санкций

Вести бизнес в России легче, чем в Европе, по ряду причин. Например, общение с налоговой инспекцией в Москве переведено в электронный формат, а в Италии требуется личное присутствие. Кроме того, открыть компанию в Москве дешевле.

Итальянский предприниматель Марко Маркезе дает мастер-класс в РАНХиГС / Фото: Из личного архива Марко Маркезе

— Открывать бизнес в Италии долго, сложно и дорого. На открытие фирмы уходит порядка 4000 евро, а регистрация длится больше месяца. В России экономишь и время, и деньги. Зато брать в кредит в итальянском банке проще. Ставки ниже и кредиты выдают чуть ли не каждому, — рассказал Марко.

Санкции ЕС открыли для итальянца новые возможности. Если раньше многие потребительские товары и оборудование импортировались, то теперь появилась возможность для внутреннего производства. Итальянцы начали открывать компании в самой России: «Раньше мы говорили Made in Italy, теперь мы говорим — Made with Italy».

У Марко нет российского гражданства. Однако этот факт не мешает ему вести бизнес. Он заметил, что часто россияне жалуются на то, что все решают связи. Но это ошибочный стереотип.

— Люди иногда ленятся отправить письмо в компетентный орган. К тому же из 100 предлагаемых бизнес-проектов 99 оказываются нерентабельными, — отмечает предприниматель.

Помимо своей компании, Марко занимается продвижением европейского бизнеса в России, а также имеет ряд государственных должностей. Он — член комитета по тендеру генконсульства Италии в Москве и занимает руководящую должность в Столичном цехе деятелей культуры (СЦДК) при Мосгордуме.

Moscow never sleeps

Для Марко Москва — один из «самых удобных городов мира». Транспорт ходит строго по графику. Автобусы не опаздывают. Очень развита система доставки, а магазины работают 24/7.

— Мне нравится, что Москва никогда не спит. У нас в Катанье уже в 19:59 продавец начинает показывать на часы. А в Москве почти все работает круглосуточно. Все документы можно оформить онлайн. МФЦ — это огромный плюс. Также мне нравится, что здесь очень чистые улицы. Все это заслуга вашего мэра Сергея Собянина, — подметил бизнесмен.

Из негативных моментов в России он выделил два — высокий уровень алкоголизма и большой процент разводов:

— Итальянцы три месяца общаются, через три месяца начинают ходить под ручку, через 5–7 лет женятся. У меня знакомый итальянец женился спустя 13 лет общения. В России уже через три месяца люди идут в ЗАГС, но потом так же быстро разводятся.

Зато в России на квадратный километр «гораздо больше красивых девушек», добавил он.

Религия в Италии и в России — разные вещи

Русских от итальянцев отличает еще и религиозность, считает бизнесмен. По статистике, 80 процентов итальянцев называют себя католиками. Однако на деле из этих 80 лишь 20 действительно верующие и ходят в церковь.

— В России, кто заявляет о своей религиозности, больше следует догмам и канонам православной церкви, — говорит Марко.

Итальянцы очень тепло относятся к русским. Конечно, у них тоже есть свои стереотипы о водке и медведях, но про них итальянцы говорят без злорадства, а в шутку.

За что нужно уважать Берлускони

У Марко нет кумиров. По его словам, он ориентируется только на себя. Но из известных людей достойным уважения он считает бывшего премьера Италии Сильвио Берлускони. Это человек, который «поднялся с нуля».

— Такой коммуникабельности я ни у кого не встречал. Это единственный мировой лидер, которому удалось усадить за один стол Владимира Путина и Джорджа Буша — младшего, — заметил Маркезе.

Марко планирует остаться в России как минимум еще на 10 лет. Он уже подал документы на получение российского гражданства. На родину собирается вернуться ближе к преклонному возрасту.

Читайте также: Премьер Италии рассказал о сложностях в преодолении европейского кризиса

amp-next-page separator