Александр Малькевич рассказал о перспективах разработки закона о соцсетях в РФ / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Малькевич рассказал о законе, который заставит западные СМИ уважать Россию

Общество

В конце июля турецкий парламент принял закон об усилении контроля за социальными сетями и новостными сайтами. Теперь за распространение ложной информации компаниям в Турции грозят многомиллионные штрафы, материалы могут заблокировать или удалить, а личные данные пользователей соцсетей — раскрыть и предоставить полиции. Контролировать достоверность сообщений будут специальные законные представители данных организаций.

«Вечерняя Москва» поговорила о законопроекте с заместителем председателя комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александром Малькевичем. Он рассказал о перспективах разработки аналогичного закона в РФ, а также объяснил необходимость его принятия.

Зампредседателя комиссии ОП обратил внимание на одно из ключевых, по его мнению, положений турецкой инициативы: требование властей открывать представительство сервиса или соцсети (Facebook, Twitter и др.) на территории конкретной страны. Собеседник «Вечерней Москвы» считает, что именно с этого необходимо начать реформирование подачи контента в России.

По словам эксперта, в работе с информацией нужно действовать «более официально», вводить и повышать штрафы, а также снимать рекламу таким источникам данных, которых уличили в нарушении российского законодательства.

Фото: pixabay.com

Также Малькевич напомнил о словах пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. Ранее он заявил, что «ко всем зарубежным ресурсам нужно относиться с низкой степенью доверия». Общественник согласился с высказыванием представителя Кремля, сославшись на недавний прецедент с YouTube-каналом телеканала «Царьград», который оказался заблокирован из-за санкций США. В этом прослеживается определенная непоследовательность, считает замглавы комиссии ОП.

Вместе с тем, комментируя новый турецкий закон, эксперт заявил о необходимости его конкретизации, так как в нем отсутствуют четкие формулировки относительно того, что можно считать «опасным и вредоносным контентом», а что — нет.

— Призывы к противоправным действиям, к экстремизму, продажа наркотиков, оружия, распространение наркотиков и детской порнографии — все эти нарушения разночтений не вызывают, однако нужно прописать четкие критерии там, где нет конкретных формулировок. Мы, реализуя эту инициативу в России, должны прописать в законе все максимально четко и прозрачно, — пояснил Малькевич.

При этом он призвал «не вставать на сторону провокаторов», которые видят в таком инструменте контролирования контента орудие для подавления СМИ. По мнению Малькевича, разговоры о том, что власти якобы настроены цензурировать прессу за счет таких законопроектов — «популярные в интернете страшилки, существующие для саботажа принятия правильных решений».

— Люди говорят: «А давайте вообще ничего не делать, ведь иначе кто-то пострадает». Так можно завалить любое дело, — подчеркнул общественник.

Он также уточнил, что речь в этом вопросе идет не столько о СМИ или информационных сайтах, сколько о западных соцсетях.

— Возьмем, например, TikTok. В России у него есть определенное число пользователей. Мы с экспертным сообществом должны определить, сколько их, чтобы далее рассматривать возможность создания специальных представительств в России. Скажем, в Турции для выполнения этого критерия должен быть минимум миллион пользователей. Это позволит вести бизнес цивилизованно, — рассказал зампредседателя комиссии Общественной палаты.

Фото: freepik.com

Малькевич выступил за продвижение в РФ программ, сервисов и стартапов отечественной разработки. По мнению эксперта, у России для этого есть все необходимое, однако ей долгое время навязывали «цифровые ножки Буша» взамен собственных разработок. Стремление западных компаний понятно, отмечает общественник, но «не является правильным», поскольку рынок оказывается монополизирован, а его игроки — отнюдь не россияне.

— Принять закон, аналогичный тому, что есть в Турции, нам помешало давление IT-гигантов, которые чуть что — заявляют, что могут обидеться и уйти с рынка. Я в это не верю: для них ведь это тоже потеря рынка. Любопытно, что Турция таких угроз не испугалась, хотя у них и альтернатив нет. У нас они есть, но мы же почему-то в этом вопросе постоянно капитулируем. Это недостойно наших ученых, наших технарей! — возмутился общественник. — Все, чего я хочу, — чтобы социальные медиа Запада относились с уважением к законам моей страны и к моим согражданам, а не вели себя по-хамски.

Анализируя возможность принятия в России закона об ужесточении контроля за информацией, Малькевич допустил разработку и принятие инициативы этой осенью. При этом в силу она вступила бы с начала следующего года.

Читайте также: «Нас ждут виртуальные стены»: Малькевич дал «мрачный прогноз» о будущем интернета и соцсетей

amp-next-page separator