«Коверкают психику, ломают судьбы»: что такое АУЕ* и почему его запретили в России
Верховный суд России постановил признать движение АУЕ* экстремистской организацией. Теперь за пропаганду и причисления себя к этой группировке может грозить до 12 лет тюрьмы. Кто такие ауешники* и почему новому закону они могут даже обрадоваться, узнала «Вечерняя Москва».
ЧТО ТАКОЕ АУЕ*
Аббревиатура АУЕ* может расшифровываться по-разному, например, как «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство». Идея движения проста: по сути, его адепты — пропагандисты «арестантского уклада» вне мест лишения свободы. Группировки практически полностью состоят из несовершеннолетних, в том числе из младших школьников. Малолетний возраст дает участникам банды ощущение безнаказанности, которая часто бывает весьма кстати, поскольку основной вид деятельности АУЕ* — сбор, то есть вымогательство денег для «общака».
КОДЕКС АУЕ*
Кодекс АУЕ* практически полностью повторяет основные пункты так называемого воровского закона, сформировавшегося еще во времена Советского Союза. Одно из главных правил: запрет на любые взаимодействия с полицией и другими структурами власти. Важными пунктами также являются «выделение доли» для общака и вовлечение в среду новых людей, причем предпочтение отдается молодежи.
Любопытно, но другие, не такие «удобные» для лидеров движения пункты «воровского закона», например, запрет на изнасилование женщин, воровство у своих, неуважительное отношение к старшим, соблюдаются далеко не так скрупулезно.
ОБЩАК
Сбор общака — то, ради чего и функционирует движение. Предполагается, что участники группировки добывают деньги путем вымогательств и грабежей, часть оставляют себе, а другая часть отправляется «кураторам» за решеткой. На финансовую помощь заключенные дают взятки вертухаям, покупают еду и сигареты. Нередко у сидельцев, особенно осужденных на длительные сроки, рушатся социальные связи, родные перестают приносить передачки, так что общак оказывается единственным источником дохода. Система, если присмотреться, повторяет идею страхования и пенсий: сегодня ты сдаешь для общака, а завтра, когда попадешь в тюрьму, из общака будут платить уже тебе. Отчасти поэтому голубая мечта каждого уважающего себя ауешника* — попасть в тюрьму, где люди живут по «правильным» законам и каждому воздастся по размеру уплаченного в общак.
Есть и другое мнение: никаких «кураторов» в тюрьмах на самом деле не существует, по крайней мере в большинстве случаев. Движение просто стало популярным благодаря ощущению безнаказанности у малолетних преступников. «Заработанные» деньги уходят не в общак для заключенных, а в карман «смотрящим» — старшим участникам группировки.
В общак сдают и из-за соображений банальной безопасности, ведь несогласного скидываться могут избить или унизить различными способами.
— Почему дети идут в АУЕ*? Да потому что интересно, — рассказал в беседе с «Вечерней Москвой» сотрудник ФСИН. — Когда я возглавлял воспитательное учреждение, то часто видел представителей этой группы. Видел, как подобные сборища коверкают психику и ломают судьбы, забирая из общества здоровых молодых людей. Но все мы в детстве хотели быть против системы, правил, того, что говорят родители и учителя. Подросткам очень хочется выделиться, но они не знают, как это сделать. И вот им показывают, что можно еще и так. Люди в этом возрасте созданы разрушать, а не созидать. Движение АУЕ* — как кроличья нора. Тебе говорят: не смотри, не лезь, но это же так интересно. Подростки лезут и проваливаются.
УРОКИ ИСТОРИИ
Выходить за стены колоний движение начало в конце 2000-х годов в Забайкальском крае. Поскольку АУЕ* — организация преимущественно молодежная, наиболее характерная ее черта — взятие под контроль учебного заведения, установление там «воровских» порядков с вымогательством денег и клеймением несогласных.
Первый громкий скандал произошел в поселке Приисковом Забайкальского края в 2011 году. Там сотрудники правоохранительных органов выявили банду, состоявшую из подростков от 15 до 22 лет. Позже выяснилось, что эти же малолетние преступники навязывали «воровские законы» в своей школе и собирали с детей общак, который, по некоторым данным, переправляли в колонию.
Сразу несколько громких эпизодов произошло в 2014 году. В Чите ауешники* напали на полицейского. В Казани подростки вымогали деньги у молодого человека, а после отказа убили парня, его отца, мать и обокрали квартиру семьи. В Шилке деньги для общака требовали у воспитанников детского дома.
В 2016 году в Бурятии представители АУЕ* посадили ребенка в мешок за кражу банана, отнесли в лес, переодели в женскую одежду. Девочкам, которые его защищали, наливали в руки горячий суп, прижигали ладони утюгами и подвешивали вниз головой.
Ежегодно общественности становится известно о десятках случаев насилия, вымогательств, а порой и убийств, совершенных руками детей, решивших жить по «воровским законам».
— Конечно, очень многие адепты АУЕ* выбираются, — замечает собеседник «Вечерней Москвы». — Участие в АУЕ* — это ведь не клеймо, не что-то необратимое. Кто-то, знаю, после воспитательного учреждения уходил в спорт, кто-то — в бизнес, другие просто начинали работать, жили обычной жизнью. Они отходят от этого абсурда, жизнь налаживается, а лет через пять прошлая жизнь кажется уже смешной. Но, безусловно, есть и те, кто остается в АУЕ* навсегда, останавливаясь на этом в развитии.
Сотрудник ФСИН заключил, что судить о том, удастся ли с помощью запретов на законодательном уровне искоренить движение, пока рано, но это в любом случае окажет серьезную помощь исправительным учреждениям. Он также отметил, что бороться с деструктивными группами необходимо именно с опорой на законодательную базу, а не «доморощенными способами вроде убеждений, разговоров и рассказов».
*АУЕ — «Арестантский уклад един» — экстремистская организация, запрещенная в России
Читайте также: Синдром «ждули»: почему женщины выбирают в мужья заключенных