Александр Цой: Считаю, что я фартовый
О нашем кино часто спорят, его остро критикуют, и часто — за дело. Но профессионалы уверены — у нас подрастает достойная смена великим киномастерам прошлого.
Вот, казалось бы, ну какое еще кино можно снять о Москве? Оказалось, можно. Именно на фоне столицы развивается действие фильма «Когда она приходит», дебюта в полном метре режиссера и актера Александра Цоя, известного в том числе ролью хана Батыя в «Легенде о Коловрате». Рассказанная им история полна мистики и завораживает необычностью картинки: столица в фильме и красива, и таинственна, и притягательна, и жестока… С создателем картины мы и решили поговорить.
— Александр, ваш фильм — история маленького человека и его испытания успехом. Иными словами, это фильм про алчность и про то, как деньги меняют душу человека?
— Да, это история маленького человека. А еще о том, куда нас могут завести наши желания и страсти. О том, насколько мы можем быть светлыми, чистыми и, наоборот, низкими и ничтожными. А еще это фильм о любви, как бы странно это ни звучало.
— Ваш герой проходит (или все-таки не проходит?) достаточно серьезное испытание. Вы оставляете ему шанс на то, чтобы в нем проснулось что-то человеческое?
— Мы попытались оставить «свет в конце тоннеля», дать шанс герою. Для кого-то он будет явным, для кого-то незаметным. Для зрителей это предложение к размышлению.
— В фильме заняты известные актеры — Максим Виторган, Аглая Тарасова, Никита Тарасов, Екатерина Маликова. Как они отнеслись к предложению поработать с дебютантом?
— Первой сценарий прочитала Аглая. Роль и сценарий в целом ей понравились, она согласилась найти время и участвовать в съемках. Максим Виторган был где-то на съемках не в России, я нашел его личный номер, он меня выслушал, дал адрес своей почты, а через два дня перезвонил, сказал, что сценарий нравится. Да вы знаете, все как-то просто получалось, актерам нравилась наша история. Хотя с нашим кастинг-директором Светланой Пилипко мы, случалось, спорили, потому что, конечно, это очень важно — собрать актерский ансамбль. В итоге он сложился — ни добавить, ни убавить.
— Говорят, мистика фильма нашла отражение и в жизни съемочной группы. Что это были за истории?
— Первое совпадение произошло, когда мы писали сценарий с соавтором Евгением Гущиным. Была описана авария на одном из московских перекрестков, и на нем действительно случилась трагическая авария. Мы переписали эту сцену, выдумали другую улицу для этого эпизода. Но потом случались и другие моменты, после которых приходилось переписывать сцены, потому что они случались в реальной жизни. Я не знаю, стоит ли в это верить, но нечто «такое» постоянно присутствовало... Например, во время съемок членам группы снились одинаковые сны — и связанные с фильмом, и на другие темы.
Простите, но не могу называть имена участников сновидений, да и рассказать подробнее. Но, честное слово, в этих сновидениях, в этом всем — больше мистики, чем реальности. Или вот еще... Мальчика, который играл в фильме, зовут Марк. У него, по разным причинам, было два дублера, и их звали Марками. Как и моего сына, впрочем... Было нечто особенное и в том, что Алевтина Тукан, сыгравшая героиню фильма Варвару, пришла на кастинг самой первой, в первый день проб, а Петр Скворцов, сыгравший главного героя, — самым последним. Пробы шли два с половиной месяца.
Это немало. И все закольцевалось. А в итоге поскольку вся история наполнена мистикой, то и наш город стал приобретать мистические черты. Москва стала как бы мистической средой вокруг героя.
— Поневоле начнешь видеть мистику и там, где ее нет!
— Наверное. Но на самом деле это во многом моя личная история. Был в моей жизни человек, который давал мне какие-то подсказки, и они сбывались. Однажды я понял, что стал зависеть от этого, мне все больше хотелось узнавать о своем будущем, например — добьюсь ли я успеха… В итоге стал много думать о том, куда меня эти желания приведут, сомневаться в своих способностях и верить пророчествам. А затем появилось ощущение, что не я принимаю решений, а решают за меня... В какой-то момент мне стало страшно, и пришлось расстаться с этим человеком, чтобы разорвать эту зависимость.
— Мистика, не мистика, но фильму явно сопутствовала удача. Во-первых, сценарий прошел питчинг Минкульта РФ и получил финансирование. Во-вторых, картину удалось снять быстро и при сравнительно небольшом бюджете, а в-треть их, ее удалось завершить в условиях пандемии. Значит, опять же, опираясь на мистику — это все знаки, и нужно было, чтобы такой фильм появился?
— Я считаю, что я фартовый, удачливый (три раза сплюну!). Все складывалось, начиная с того, что мы очень быстро написали сценарий. Нет, даже начнем с того, что моя дипломная работа «Лучшее… от первого лица» стала путешествовать по фестивалям и получать призы. Этот фильм увидели на вгиковском фестивале, и буквально через пару месяцев со мной связался продюсерский центр «ВГИК-Дебют». Я пришел и предложил две идеи, мы молниеносно договорились и почти сразу приступили к написанию сценария. Это большая удача, что у меня получилось снять дебютное кино, полный метр. За что я благодарен «ВГИК-Дебют» и продюсеру Федору Попову, без них бы ничего не случилось. Для меня это был большой шанс как для молодого автора.
— Вы сам не москвич, приехали из Ташкента. Как вас принимала Москва? Как вам живется здесь — в плане реализации себя, творчества?
— Я благодарен этому городу, всем тем людям, которые мне встречаются и встречались, с помощью которых я прибыл в Москву. С Иосифом Райхельгаузом, профессором ГИТИСа, художественным руководителем театра «Школа современной пьесы», мы встретились на театральном фестивале, и он пригласил меня перевестись к себе на курс в ГИТИС и в свой театр в качестве актера. С этого все и началось. Мне нравится этот город, его динамика, сила, этот поток возможностей, движения.
— Вы будете продолжать мистическую линию в своем творчестве? На нее сейчас, кстати, спрос...
— Да, я люблю мистику и не отказывался бы от нее в будущих картинах. Но сейчас хочется снять светлую историю. Прямо прыгнуть в другой жанр — сделать комедию. Мир как-то нас «закошмарил», мы живем в непростое время. На карантине я начал работать над новой мистической историей, но остановился, потому что она показалась мне тяжелой. Есть история, которую я хочу сделать, «ВГИК-Дебют» выкупил этот сценарий. Это подростковый сериал, о приключениях, о детстве, которое я бы сам хотел прожить.
ДОСЬЕ
Александр Цой начинал учебу на режиссерском факультете Ташкентского театрального института. Окончил актерский факультет ГИТИС (мастерская И.Райхельгауза), получил магистерскую степень по направлению «Режиссура».
Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (курс В.И.Хотиненко, П.К.Финна, В.А.Фенченко). Снимался в фильмах и сериалах, самая известная роль — хан Батый в фильме «Легенда о Коловрате» Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого. Преподает в РАТИ ГИТИС.
КСТАТИ
«Когда она приходит» — триллер о клерке, задавленном проблемами. По сюжету, главный герой терпит неудачи на работе и в личной жизни, становится свидетелем аварии и начинает помогать пострадавшей в ней девушке. Она, в свою очередь, помогает ему — дает советы, которые меняют его жизнь к лучшему, однако сам герой превращается в успешного мерзавца, разрушающего все, к чему прикоснется.
В ТЕМУ
«ВГИК-Дебют» представит фильм на престижном кинофестивале в Испании: социальная драма «Чупакабра» режиссера Григория Коломийцева отобрана для участия в 68-м фестивале в Сан-Себастьяне, который пройдет там с 18 по 26 сентября. Российский фильм поборется за награду в специальной секции для режиссеров-дебютантов New Directors Section. Фильм получил поддержку Минкульта РФ.
Программа «Новые режиссеры» проводится с 1985 года. Для участия отбираются фильмы режиссеров-дебютантов со всего мира. В 2019 году участниками программы стали 14 дебютных работ из Испании, Чили, Аргентины, Бельгии, Франции, Норвегии, Израиля, Южной Кореи и других стран. Фильмы, вошедшие в программу, также автоматически становятся кандидатами на молодежную премию Youth Awards, присуждаемую жюри из 150 студентов в возрасте от 18 до 25 лет.
Читайте также: Юрий Быков: Память обо мне сохранится ровно столько, сколько я буду жив