Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Юрий Быков: Память обо мне сохранится ровно столько, сколько я буду жив

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Юрий Быков: Память обо мне сохранится ровно столько, сколько я буду жив
Режиссер Юрий Быков / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

В середине августа родился Юрий Быков — российский режиссер, остро любимый одними и категорично порицаемый другими. Его фильмы завоевывают награды на фестивалях «Кинотавр», «Сталкер», в Каннах, Шанхае, Локарно... Беседой с Быковым «Вечерняя Москва» продолжает рубрику «Зеркало для героя», в которой известные люди отвечают на неудобные, непривычные, сложные вопросы. Без купюр, без обиняков.

— Юрий Анатольевич, кого вы могли бы назвать своим учителем, наставником?

— Сейчас главный учитель — жизнь. В творчестве на меня повлиял мой педагог ВГИКа — Юрий Борисович Ильяшевский. Он учил нас простоте восприятия. Задавал вопрос: «Чего ты хочешь?» И на сцене, и в жизни. Я до сих пор этот урок до конца не усвоил. А он принципиально важен — нельзя делать то, чего не хочешь, если это не обстоятельства выживания твоего или близких.

— Вы родились в Новомичуринске, теперь живете в Москве. Что вам ближе эстетически?

— Мне нравится мысль, которую высказал режиссер Михаил Сегал: «Сначала мы выбираем эстетическую позицию, а потом всячески оправдываем ее этически». Я человек крайне периферийный, чувствую себя комфортно, хоть и угрюмо, в лесах, заброшенных деревнях — это пространство, где я сформировался. По-моему, самый честный пейзаж — поле, горизонт и дорога, по которой идешь. В Москве мне неуютно, хоть я без нее уже тоже не могу. Это дилемма Есенина — человека, который приехал в лаптях. Вообще, для меня вопрос не в удобствах и не в материальных благах. Мне все равно, в чем я хожу, где я живу и что ем. Если я опрятен, если в деле — мне больше ничего не надо.

— А в чем тогда вопрос для вас?

— В поиске большой цели. Понимаете, в ее наличии есть огромный плюс — ты можешь как угодно себя чувствовать физически, быть в любых социально-бытовых обстоятельствах, не важно, каким человеком, но если у тебя есть большая цель — она все компенсирует. Но сейчас это не модно. Сейчас говорят: научись жить вне состояния большой цели и вне состояния войны. Хотя, наверное, проще поставить себе цель всех победить, спасти мир и не достигнуть ее, но идти к ней в полной уверенности, что «все остальные ничего не понимают». Делать же свою конкретную жизнь интересной, комфортной и счастливой, стараясь проживать в радости каждый день, — это огромный труд.

— А можно это совместить?

— Нет, конечно. Большая цель — всегда жертва.

— У вас есть такая цель?

— Боюсь, что да. Но я ее постепенно изживаю.

— Вы сказали, это не модно, а что тогда?

— Сейчас популярна идея энергий. Делай то, что тебе свойственно, — стриги, чайную придумывай, занимайся IT. В отношениях сейчас нет, условно, любовников или людей, которые любят, а есть партнеры. И почти нет ответственности, чувства долга. Раньше — один раз и на всю жизнь — что бы ни случилось, я буду с ним до конца. Сейчас «Кончита ждала Рязанова 35 лет» — это непопулярно. Как только тебе неинтересно с человеком — все сразу советуют расставаться и уходить к другому. Или еще одно актуальное понятие — «токсичный человек». Вы можете себе представить, насколько это пошлое словосочетание. Наиболее токсичные люди — это те, кто радикально смотрит на вещи, не дает тебе быть спокойным. Например, хирург или полицейский, старающийся оставаться честным. Ты делаешь что-то полезное, созидательное, но при этом накапливаешь негативную энергию, и люди вокруг это чувствуют. Я много знаю примеров, когда человек бьется за свободу, за справедливость, а ему — «ты не на лайте, ты не френдли». Эта внутренняя миграция — отстранение от людей, несущих негативную энергию, — популярна. И это про зону комфорта, а не про принципы, не про идеалы. Эпоха сменилась, если в философию уходить. Сейчас не нужны личности масштабные, нужны счастливые. И главное — комфорт, однокоренной с конформизмом. Замечательный фильм о начале этого явления снял Бертолуччи.

— Если говорить о вашем творчестве, вы своими фильмами скорее не развлекаете, а учите?

— Думаю, отчасти это некая форма проповедничества. Я занимаюсь режиссурой не как творчеством, но как возможностью донести мысли до большого количества людей в популярной медийной форме. Но иногда мне кажется, что в кино я свою функцию уже выполнил.

— Почему вы так считаете?

— Мне скучно. Процесс цикличен, нет нового. И влияния на аудиторию, что для меня всегда было важным, становится меньше. Кино не является чем-то, кроме досуга, даже самое интеллектуальное и критичное. В ближайшее время оно едва ли создаст прецедент большой философско-социальной дискуссии. Вышел фильм, и он ничего не изменит, не станет триггером. Посмотрел: «Да». Согласен: «Нет». И все. Я думаю, сейчас в этом продуктивней блогеры. Они фокусируют внимание на себе, на своем мнении, говорят: это правильно, а это нет, это плохо, а это хорошо... Блогеры имеют возможность выйти и сказать: «Кто со мной, поддержите меня». Правда, они этого не делают. Да и политикой я заниматься не хочу — мне это не интересно. Сейчас есть четкое деление только между людьми, которые эстетически живут более прогрессивно и тонко, и теми, кто живет очень консервативно. Но то, что ты носишь необычную одежду, слушаешь красивую музыку, читаешь интересные книги, при этом не реагируя на социальную действительность, — не делает тебя либералом. Хотя, даже среди них большая часть — конформисты. Много можно найти отдельно честных людей, но в целом индивидуалисты и капиталисты — одно и то же, они всегда за свой комфорт, без стайных принципов.

— Да, но свои своим помогают. А как, когда нет «своих»? Вы в современном российском кино — одно из самых громких, знаковых имен. Но при этом вы сам по себе, без поддержки со стороны.

— А зачем мне поддержка? Мне нужен бюджет для картины — все.

— Как удается находить деньги?

— Ты предлагаешь материал, обладающий потенциалом — коммерческим, либо фестивальным. И там простая бизнес-модель. Вы поймите, художник не обязан быть другом продюсера. Продюсер — он про деньги. Художник — альтруист. Продюсер может сделать шаг в сторону и сказать: «Мне это невыгодно по бизнесу». Я же готов пойти на риск потерять все, ради того, чтобы сохранить лицо, сказать правду. Между продюсером и художником могут быть приятельские отношения, но искренне близкие — не думаю. Мне кажется, люди в это играют, приличные люди хорошо играют, но не более.

— Для вас кино — способ найти ответ на вопрос?

— Нет, когда начинаешь писать историю, ты уже знаешь, про что пишешь. Ты изначально должен ответить на вопрос. Иначе как развивать сюжет, если вслепую идешь. У нас в «чернушной социалке» идея закладывается сразу, и если зритель ее не считывает, то ты плохо снял.

— Вы снимаете «чернушную социалку»? Но это скорее философские притчи, я бы сказала...

— На эту категорию, хромая, претендует «Сторож». Что касается более удачных ранних картин — да, это чернуха. Все плохо, все умерли.

— Как вы относитесь к тому, что войдете в историю? Спокойно или считаете, что это может не произойти, или для вас это цель?

— Чтобы войти в историю, должны быть подвижники, которые тебя туда внесут, сам ты не войдешь. Память же хранит не народ, а музейщики — ценители-интеллектуалы. Почему картины Босха живут и стоят миллионы? Ценители! Передача информации устроена так, что через 20 лет о вас вспомнят, только если в умной книге кто-то оценил вас как достояние. При Пушкине популярнее «Евгения Онегина» был роман «Князь Милославский и дщери его», но этого никто не помнит. И это не значит, что человек не может быть популярным и одновременно нравиться критикам. Понимая, что мое творчество не имеет ценности для критиков сейчас...

— Почему вы говорите, что оно не представляет для них ценности?

— Я это знаю — они мне сами говорили.

— Но они пишут и говорят про вас...

— Ничего хорошего они не говорят. Так что память обо мне сохранится ровно столько, сколько я буду жив. И я уже довольно давно стал относиться к этому достаточно просто. Хотя, возможно, это не полностью реализованный потенциал. Но в какой-то момент я стал думать, что это мой потолок. Если я завтра умру, мои фильмы — это все, что я сделал за десять лучших энергетически лет, с 30 до 40. Может, еще будет что-то другое, надо смотреть, жить. Но войти в историю — сейчас точно не цель. Цель — обрести внутреннее спокойствие.

— Про это вы снимали «Сторожа»?

— Я снимал очень простую вещь — от прошлого не сбежать, оно вернется к каждому. У Звягинцева есть фильм «Изгнание», после которого они (я имею в виду не только Андрея, но и всю команду — художника, оператора и других) резко переключились на социальные картины — «Елена», «Левиафан». Подозреваю, что они дошли до пика формализма, то есть условности пространства в произведении искусства, и испугались этого, потому что картина вышла очень красивая, притчевая и неживая. Думаю, «Сторожа», по сравнению с предыдущими моими работами, восприняли так же. Его мне в плюс не записали ни ценители, ни зрители. Те, кто смотрел другие мои фильмы и составлял основной пул аудитории, к такой пространной невнятности не привыкли. А критики видят, что это не Тарковский, не Герман и не Пазолини.

— Правильно, это — Быков.

— С их точки зрения, это поделка такая. Попытка не сильно умного человека сыграть в высокоинтеллектуальное кино, причем эстетически. Они этого не приняли, и все. Я помню жиденькие аплодисменты на «Кинотавре» и обескураженные лица людей — «и до какого же дна может опуститься человек», как у Гоголя в «Мертвых душах». На самом деле все происходит на химическом уровне — слабые картины любимого режиссера критики всегда могут довести до условной троечки с плюсом или четверки, а даже сильную картину нелюбимого — завалить. Тогда же, на премьере, я сказал, что сам не до конца понимаю, что снял. В целом аудиовизуальное произведение действительно на уровне того, чего я до этого не делал. В нем больше изображения, есть искренние эпизоды у артистов, хорошая камера, незаурядная музыка, да и в драматургии мне самому придраться не к чему. Но не приняли еще и того, что я там играю. И мало кто соотнес с моей биографией, что для меня Сторож — альтер-эго человека, который пытается от всех закрыться, страдает от внутреннего предательства себя. Хотя, там много страдания, а в нем мало чести, честности.

— Как? Нельзя же страдать неискренне!

— В страдании много жалости к самому себе. Это неискреннее отношение к себе. Вместо того чтобы сделать движение, поступок, что-то, что исправит ситуацию, ты начинаешь погружаться в депрессию. Если вас заставляют страдать извне, и вы терпите — это мучение другого рода, когда приходит испытание, которое вы стараетесь выдержать. Такое страдание — искреннее. А терзание изнутри от собственной ничтожности, беспомощности, никчемности — не искреннее. Сторож — как раз такой персонаж. Вообще, люди как животные — чувствуют, что их привлекает, что отталкивает. Кино скорее не интеллектуальное явление, а эмоциональное — зрители чувствуют, искренне оно сделано или нет. Мне кажется, многих не зацепило и потому, что вся история моего творчества зиждется не на любви, а на справедливости. Я вообще изучаю неудобные вопросы и занимаюсь всем, чем угодно, кроме любви.

— Да, на самоизоляции вы сблизились с близкими?

— Думаю, я их лучше понял, но ближе не стал. У меня сложная семейная обстановка, домашние — отчим, мама и сестра — так сложилось, что им психологически сложно, по разным причинам. Раньше я пытался их мотивировать, но осознал, что не могу ничего изменить, и решил, что буду общаться по принципу «агу» — как с малыми детьми, снимая любой негатив. Это лишает возможности общаться сознательно, но на эмоциональном уровне я могу поддерживать связь. Таков мой выбор, чтобы не потерять их, не создать им еще больше напряжений, чем есть. Но так нельзя общаться с любым. Взрослому, пусть и находящемуся в депрессии, нужно даже ставить препятствия, если он проявляет агрессию, чтобы у него не было ощущения, что к нему относятся как к ребенку. Так что с другими людьми ничего не изменилось, если человек дурно себя ведет, все равно почему — я ему об этом дам знать. И если я себя так веду — никто не должен у меня спрашивать, в чем причина — это мое личное дело. Посторонние имеют право общаться со мной: «Юра, мне не важно, почему ты в плохом настроении, но ты не сделал то, что должен был». Потому что мы ничего не построим, если будем друг друга и себя жалеть. Нас могут жалеть только близкие.

— Сейчас в продюсерском кино часто режиссера отстраняют от постпродакшна. Я хотела бы поговорить о сериалах, которые вы снимали...

— Если мы говорим про законченные сериалы, то я всегда знал, на что шел. Всегда оговаривалось — это продюсерский проект. Поэтому сейчас я наемной режиссурой не занимаюсь. Я не прихожу туда, где мне скажут: «Слушай, ты снимаешь вот так. Должно получиться вот так. Если что, мы у тебя заберем все». Я соглашался на это четыре раза. Первый раз — сериал «Станица», с которого я сбежал, чего греха таить. Чтобы меня найти, даже аэропорт перекрывали. Но я много шпионских фильмов видел и уехал на маршрутке до Киева, а оттуда на поезде. Второй раз были «Инкассаторы» — незаметная картина, о которой можно вспоминать с улыбкой. Третий — «Метод», что индустриально считается достижением. Но это заслуга Цекало — это его эстетика и этика в том числе. Это и Хабенский, и Паулина Андреева, и многие другие, кто принимал участие, — совместная работа, на эстетические принципы которой я согласился, но они ко мне как к художнику отношения не имеют. Если бы мне показали «Майора» и «Метод», я бы не сказал, что это снимал один и тот же режиссер, притом что я эту работу уважаю. И четвертый — «Спящие». Здесь про постпродакшн говорить глупо, он суть этого проекта не изменил. Моя ошибка, что, не являясь художником системным, я снял системную вещь.

— А каким будет сериал «Ноль»?

— В жанре приключенческой криминальной драмы. Это история, задающая сложные вопросы о сопоставлении эпохи 90-х и сегодняшней, — но ее формат развлекательный. Когда я снимаю полнометражный фильм, все эпизоды делаю так, чтобы раскрыть тему, о развлечении думаю в последнюю очередь. Сериал же делается и чтобы поддержать интерес зрителя к происходящему. Ты заигрываешь с жанром, с аттракционами. Если мы сможем вложить социально-философские вещи — будет хорошо. Отчасти, работа, которая мне предстоит, о том, что мы забыли про достоинство. Я это четко ощущаю, но не знаю, насколько это будет актуально.

— Как известность повлияла на социальную жизнь?

— По большому счету никак. В Москве по три-четыре раза в день люди подходят, говорят спасибо. А вечером я прихожу один домой — пельмени варю. Иногда возникает диссонанс между тем, что тебя знают, думают про тебя, изучают, а в целом ты не счастлив. Мне мешает максималистское мышление. Люди общаются, в мелочах находят счастье, а ты все время хочешь спасти Вселенную, и это дает завышенные требования ко всему: что женщина должна быть идеальной, квартира, машина, ты сам... А идеального ничего не бывает. Но на самом деле мне кажется, что все ждут своего человека. А своего узнаешь в секунду и не отпустишь, и он от тебя не уйдет. Знаете, сейчас я очень хочу дожить до момента, когда по утрам «надо двигаться дальше» изменится на «хочется» — тогда это будет замечательно.

ДОСЬЕ

Юрий Анатольевич Быков родился 15 августа 1981 года в Новомичуринске. Писал, увлекался музыкой. Поступал в театральные вузы. Его заметил Борис Невзоров и взял на курс при ГИТИСе. Оттуда Быков перевелся во ВГИК, в актерскую мастерскую Владимира Грамматикова, окончил ее в 2005 году. Его короткометражный фильм «Начальник» победил на «Кинотавре». В полнометражном кино дебютировал с фильмом «Жить». Права на сценарий драмы «Майор», премьера которого была в Каннах, перекупили в США и сняли мини-сериал. «Дурак» закрепил за ним статус народного режиссера.

Читайте также: Юрий Быков: Я не могу сказать, что колхозник лучше хипстера

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.