Эволюция госуслуг. От покормежного письма — до электронного паспорта
С недавних пор во Дворце госуслуг на ВДНХ работает необычный Музейно-выставочный комплекс истории государственной службы. Главным героем экспозиции стал, как нетрудно догадаться, российский чиновник. «Вечерка» познакомилась с ним поближе.
К чиновничеству в России испокон веков было отношение двоякое. С одной стороны, госслужащие помогали сплочению и развитию огромного государства, а с другой — государственную бюрократию высмеивали многие писатели — от Салтыкова-Щедрина до Сергея Довлатова.
— Вообще отцом-основателем русской бюрократии считается Петр I, создавший табель о рангах, — рассказывает Людмила Овчаренко, старший специалист Учебного центра «Мои документы». — Хотя первый свод законов появился еще при Иване Грозном.
Мы стоим у одной из голографических витрин музея. За стеклом — сценка с изображением крестьянина, который получает покормежное письмо.
— Это письмо было аналогом современного паспорта, — поясняет Людмила. — Оно давало возможность крестьянину перемещаться за пределы своей деревни в радиусе более 30 верст. Но чтобы получить документ, необходимо было иметь уважительную причину, например, поехать на заработки.
Доказывать уважительность своей причины крестьянину приходилось сначала перед сельским старостой, а потом перед сходом общины. Само письмо, к слову, тоже было не бесплатное: цена за возможность отлучиться из родного села могла доходить до 5 рублей — по тем временам огромные деньги. Вероятно, именно тогда и родилась традиция всех бюрократических процессов в России. Иначе как объяснить, что два века спустя в СССР процедура получения загранпаспорта выглядела похоже?
— Надо было пройти собеседования в разных отделах — от парткома до профкома — и доказать добропорядочность, а также преданность стране и партии. Потом оплатить выездную пошлину. На оформление уходило несколько месяцев, — говорит эксперт. — А по возвращении из-за рубежа загранпаспорт необходимо было вернуть в ОВИР (отдел виз и регистраций).
К слову, сегодня для получения загранпаспорта объяснений не требуют. Достаточно подать документы через электронную форму на сайте госуслуг, оплатить госпошлину и через две недели забрать паспорт из выбранного центра «Мои документы».
Красивый почерк в приоритете
Картинка на витрине меняется на телеграфистку в длинном платье.
— Женщин на госслужбу стали принимать с 1865 года, — продолжает Овчаренко. — Потенциальная телеграфистка должна была иметь гимназическое образование, обладать трудолюбием и красивым почерком.
Интересно, что принимали либо незамужних, либо тех, что были замужем за телеграфистами, — во избежание распространения секретной информации, которую, как считалось, могли получить на работе.
— Сейчас, к счастью, семейное положение для работы, например, в центрах госуслуг, никакого значения не имеет, — смеется Людмила. — Хотя определенные требования к кандидатам существуют. Так, девушка должна иметь высшее образование и обладать уравновешенным характером.
Вас много, а окно — одно
Своего пика бюрократия достигла к 80-м годам прошлого века. Очереди у кабинетов живы в памяти многих россиян. А выражения вроде: «Вас много, а я одна» и «Вас тут не стояло» — стали девизом разросшейся бюрократической машины.
И несмотря на то, что попытки оптимизировать процессы выдачи справок и документов предпринимались всегда, расправиться с волокитой удалось только в XXI веке, когда часть чиновничьих функций была отдана компьютерам, а вместо 1200 отделений различных органов власти появилась служба одного окна.
Центр притяжения
Что ждет нас в будущем? Большая часть бумажной работы будет переведена в электронный вид. А госучреждения из присутственных мест будут превращаться в центры притяжения, считает экскурсовод. Уже сегодня можно наблюдать, как офисы «Мои документы» открывают выставки, становятся проводниками здорового образа жизни.
Так, в 16 районах ЮАО через центры госуслуг можно записаться на участие в проекте «Спортивные выходные». Как говорил профессор Снаут из «Соляриса», человеку нужен человек. А для всего остального есть одно окно и цифровые технологии.
СПРАВКА
Музейно-выставочный комплекс — это еще и образовательная площадка, где учащиеся 6–9-х классов в рамках проекта «Учебный день в музее» cмогут посещать различные занятия.
Собираем команду
Любители критиковать найдутся всегда, а смогли бы вы стать сотрудником центра госуслуг? Этот короткий тест поможет оценить, насколько вы готовы работать с документами и находить контакт с людьми.
1 Умеете ли вы работать в режиме многозадачности?
А. Чем больше разноплановых задач, тем интереснее.
Б. Сначала надо запастись успокоительными, хотя нет — лучше поищу место поспокойнее.
2 Готовы ли вы с 8 утра до 8 вечера общаться с новыми людьми?
А. Общение — мой конек, нахожу общий язык со всеми, я же душа компании.
Б. Я выбираю для общения лишь тех, кто мне приятен.
3 При работе с документами я...
А. Умею определять суть и структурировать информацию.
Б. Ищу подмогу, нет терпения разбираться.
4 В сложных нестандартных ситуациях я...
А. Исхожу из сложившихся обстоятельств и ищу оптимальный вариант решения вместе с коллегами.
Б. Сначала паникую, а когда время поджимает, импульсивно принимаю решение.
5 Какой из вас слушатель?
А. Друзья говорят, из меня бы вышел отличный психотерапевт, и охотно делятся своими историями.
Б. Если мне неинтересно, я «выключаюсь» и думаю о своем.
6 Как вы относитесь к изменениям?
А. Класс! Обожаю все новое, свежие идеи, задачи.
Б. От добра добра не ищут, главное — стабильность.
7 Склонны ли вы помогать другим людям ?
А. Конечно, мир держится на взаимовыручке.
Б. Своих забот хватает, альтруизм — не мое.
Результаты
Большинство вариантов А: Поздравляем! Вы могли бы стать частью профессиональной и дружной команды центров госуслуг!
Большинство вариантов Б: Возможно, в роли посетителя центров госуслуг вам будет все-таки комфортнее, чем в роли сотрудника. Но если вы готовы немного поработать над собой — добро пожаловать в команду!
Читайте также: Центр притяжения. Новый флагман ЮАО работает для москвичей семь дней в неделю без перерывов и выходных