Мастер Марина Куракова (в центре) с Мариной Варшавской и Нелей Багаут- диновой на показе ее одежды, сделанной в технике мокрого валяния / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Современные мастера вводят в моду старинные техники создания одежды

Общество

Фестиваль «Русское поле» соберет ремесленников, работающих в разных техниках. Многие из них познакомят зрителей с довольно экзотичными для нашего времени видами мастерства.

Так, дизайнер Марина Куракова вместе с коллегой Ольгой Ремневой представит одежду из шерсти, изготовленную способом валяния. Чтобы узнать, почему наряды из войлока, которые носили наши предки, вновь становятся популярны, мы встретились с Мариной накануне фестиваля.

Вход в библиотеку имени Добролюбова караулит толпа эльфов и фей. Сегодня здесь «литературный» модный показ, а модели дизайнера Марины Кураковой представляют фэнтези-жанр.

Развеять стереотипы

Впрочем, подойдя к эльфам поближе, понимаешь, что самое волшебное в их образе — это костюмы: длинные платья, юбки и головные уборы сделаны из цветного войлока! Кажется, что трудно представить что-нибудь менее подходящее для воздушного сказочного образа, чем грубый «крестьянский» материал, но, пообщавшись с модельером, понимаешь, что традиционные представления о войлоке полны стереотипов. — «Крестьянский» войлок — совсем другого качества, — улыбается мастер. — Он более грубый, изготавливается из овечьей шерсти, из него с давних времен делали валенки и ковры. А войлок, который использую я, изготовлен из шерсти тонкорунных овец или ангорских коз. Это очень дорогой и красивый материал, и платья из него получаются дышащие и нежные.

Мыльная опера

Работа над костюмом у мастера в среднем занимает около недели. Марина рисует эскиз, затем распаривает войлок и по эскизу соединяет части будущего костюма. Особенность техники мокрого валяния в том, что игла при сборке выкройки не используется: мыльный раствор и трение помогают волокнам войлока сцепляться между собой, образуя плотный и однородный материал.

— Сначала платья получаются огромными: в два раза больше, чем нужно, рассказывает дизайнер. — Но после стирки на высокой температуре войлок «усаживается» до необходимого размера.

Войлоковалянием Марина занимается около трех лет. Но за это время она успела стать одним из самых успешных мастеров в этой сфере.

— Все дело в том, что я увлекающийся человек, — объясняет Марина. — По образованию я — конструктор одежды. Долгое время работала на меховой фабрике, потом ушла в ателье. Как-то наткнулась в сети на описание технологии мокрого валяния и, что называется, загорелась.

Теорию валяния Марина изучала в сети, а практику отрабатывала в собственной ванной, где у нее получилась импровизированная мастерская.

— Я начала с модели жилета, — вспоминает она. — И жилет у меня сразу получился: сел идеально. После этого я поняла, что войлок — это мое!

А вскоре появился и спрос на ее одежду.

— Причем спросом пользуются даже фантазийные модели, которые я сделала для выставочной коллекции, — рассказывает Марина.

Листья из сада для экоколлекции

На волне своего успеха с войлоком Марина решила попробовать еще одну экотехнику — «ботаникпринт», основы которой широко использовали наши предки.

— Это специальная техника окрашивания ткани натуральными красителями, — объясняет она. — Я делаю шелковые платки, окрашенные травами, с цветочными узорами. Узор делаю из настоящих листьев.

Листья клена, дуба и акации, отпечатывающиеся на ткани, дизайнер собирает в своем саду в Московской области. Свое увлечение древними традициями Марина объясняет просто: она, как профессиональный технолог, много знает о вреде химических веществ, использующихся в текстильной промышленности.

— Ну и, кроме того, с возрастом хочется быть ближе к природе, поэтому обращаешь внимание уже не на тренды, а на экологичность нарядов, — говорит она. — И я рада, что мои взгляды разделяют и другие люди, что моя работа и технологии, издавна использовавшиеся мастерами, востребованы в наши дни.

Кстати, люди обнаружили уникальную способность шерсти сваливаться около восьми тысяч лет назад. Один из самых известных мифов о валянии описан в Библии и связан с Ноевым ковчегом. Согласно ему после прибытия Ноя на землю обнаружилось, что овцы во время путешествия роняли шерсть и топтали ее. Так якобы и появился первый валяный ковер. Первые в мире мастерские по изготовлению войлока появились в XVI веке, а спустя три столетия были изобретены валяльные машины.

Читайте также: Этнографическая олимпиада расширяет свои границы

amp-next-page separator