Тадеуш Касьянов: Я не пошел бы в разведку с Высоцким
40 лет назад на экраны вышла картина «Пираты XX века», ставшая самой кассовой в СССР.Боцмана в ней сыграл Тадеуш Касьянов — один из пионеров карате в нашей стране.
Сегодня 81-летний москвич, живая легенда рукопашного боя, продолжает передавать свой богатейший бойцовский опыт юному поколению россиян. В интервью «Вечерке» Тадеуш Касьянов вспомнил о съемках культового фильма, рассказал о встрече с Владимиром Высоцким, поделился своей философией, которая помогла ему не сломаться в самых жестких противостояниях с московской шпаной в послевоенном детстве.
— Тадеуш Рафаилович, в 1980 го ду вышел на экраны фильм «Пираты XX века», и слава накрыла с головой?
— На улицах не давали прохода? Особенных восторгов не было. Если узнает кто — бежит за тобой, задает какие-то вопросы. Тогда остановишься поговорить. Фильм этот практически не пересматриваю. Я не могу сказать о себе, что этот фильм мне понравился или нет. Я просто делал любимую работу.
— Кто из актеров фильма был самым способным учеником в карате? Николай Еременко, Талгат Нигматуллин?
— Никто. Еще до съемок фильма Нигматуллин пришел заниматься ко мне в группу, сказал, что у него черный пояс по карате. А в спарринге он ничего не показал, ничего не умел. Мои ученики его растерли по полу. А Николай Еременко в карате вообще был ноль, он до съемок фильма и слова-то такого не знал. Показал я ему несколько ударных движений, а он ничего не смог повторить. Для примера, Брюс Ли для того, чтобы прием карате нормально выглядел на экране, повторял его 3500 раз.
— Почему вы согласились принять участие в этом фильме?
— Для популяризации карате. Это было карате в чистом виде, и режиссер Борис Дуров это понимал и пришел ко мне. Он дал мне полную свободу действий. В съемочной группе у нас были очень добрые отношения, мне это очень нравилось. Ни с кем из артистов я не дружил, но с почтением относился к Петру Сергеевичу Вельяминову — бывшему политзаключенному, который сыграл роль капитана. Вельяминов был близок мне по духу. Он просил меня показать несколько приемов айкидо. Мы отходили в сторонку — подальше от глаз съемочной группы, я ему все показывал. Он был очень благодарен.
— Почему фильм стал таким популярным?
— На съемки, насколько я помню, потратили от 700 до 800 тысяч рублей, а он принес сто миллионов долларов. Популярность фильма была вызвана тем, что наше общество было зажато существовавшим политическим строем. А мы показали раскованность молодых соотечественников, которые спокойно воспринимают трудности и способны на мужские поступки и в мирное время. Мы показали, что таких людей нельзя угнетать.
— «Пираты XX века» — лучший фильм из тех, в которых принимали участие?
— Перед «Пиратами» я участвовал в фильме про десантников «В зоне особого внимания» (1979), в 1983-м вышел фильм «Набат», который был сделан по заказу КГБ. В «Набате» я играл командира спецподразделения. Самолет захватили «террористы», и моя группа освободила его за 42 секунды. Жестко тогда поработали в кадре. В фильме «Акция» я играл офицера СС. Нет, все-таки «Пираты» мне нравятся больше всего. Он раскованный такой получился, там можно было показать в драках многое из того, что хотелось.
— Известные актеры Борис Галкин и Михай Волонтир — чем они вам запомнились во время работы над фильмом «В зоне особого внимания»?
— Галкин очень любит привлекать внимание к себе. А Волонтир, хоть и был молдавский националист, не ругался никогда, не повышал голоса. Со мной он общался искренне. Я «понты» дешевые не люблю, ведь был воспитан в интеллигентной семье, моя бабка — мелкопоместная дворянка саратовская. Рос среди бандитов и шпаны, они меня достали своим матом, хамством, невоспитанностью. Я этого терпеть не могу.
— А я на всю жизнь запомнил эпохальную драку в «В зоне особого внимания», где вы за актера Михая Волонтира положили в кадре шестерых сбежавших из зоны зэков.
— Там я дрался со своими учениками. Их можно было бить с уверенностью, что падать они в кадре будут нормально. Ведь когда в человека врезается рука или нога, его лицо не остается безучастным. Все получилось, все были довольны. Я, кстати, не помню ни одного фильма, где моими ребятами были недовольны режиссеры.
— Все эти киношные драки вы могли воспроизвести в реальной жизни?
— В конце 1980-х меня прихватили как-то двое с ножами, спереди и сзади. Я разобрался. В Москве это было, на улице Горького. Психика моя была подготовлена так, что в критический момент я не думал, что могут порезать или убить. Работаешь в спарринге с врагом, словно ты железный — руки, ноги, грудь, но с ясным умом. И, надо сказать, никогда у меня не было серьезных травм, сколько я ни дрался. А дрался я много.
— Почему вы не стали профессиональным актером?
— Я бы никогда не стал актером. На мой взгляд, этот род деятельности развращает человека. Я про двуличие. Хотя я был знаком с великими актерами: Петром Вельяминовым, Алексеем Николаевичем Грибовым...
— Ваши ответы, как удары кистенем...
— Мои ответы выработаны стилем жизни. Я четко знаю, что мне нравится, что нет. Что буду делать, что — не буду и почему. Такую позицию сформировала моя жизнь. У меня нет сомнений, переживаний.
— Как вас такого терпит супруга?
— Я 55 лет живу с супругой. Она не терпит меня, она меня любит. Недавно так сказала. Хотя я удивляюсь этому. Вы знаете, у меня никогда не возникало желания кого-то подавлять, но всегда возмущало, когда какой-нибудь хамоватый мерзавец лезет к прилавку без очереди, отталкивая старух. Потому что он, видите ли, сильный. Я всегда ставил таких на место. Были случаи, когда в рожу дашь, задержит милиция. С годами стал более спокойным.
— Как вы поживаете?
— Живу я как боец. Я 67 лет в профессиональном спорте: бокс, фехтование, рукопашный бой, карате. Все тяжелые виды. Это моя натура. Очевидно, в молодости сыграл комплекс неполноценности, поскольку после Великой Отечественной войны по Москве ходили банды по 300 человек, а я — из интеллигентной семьи, приходилось защищать себя, своих друзей, девчонок. Район моего детства — Стремянный переулок. Помню, идешь девушку провожать в другой район и не знаешь, вернешься ли домой небитым...
— Продолжаете тренироваться?
— Тренируюсь потихоньку. Врачи говорят, что надо ослабить нагрузки. А так мы все время с ребятами приезжаем в спортзал на Таганку метать ножи.
— Раньше вы могли рукой сломать доску толщиной 6 сантиметров.
— Я и сейчас сломаю такую доску. Уже не кулаком, правда, а локтем. Для учеников моей школы это обычный удар. Возраст, конечно, свою роль играет. У меня сил немного осталось, сегодня вот с палкой пришел на тренировку, голова кружится, но доску сломать смогу все равно.
— Сколько учеников вы воспитали?
— За 50 лет существования моей школы учеников у меня тысячи. Где бы я ни появлялся в СССР, там, как грибы, начинали расти секции карате и рукопашного боя. Ко мне приезжали тренироваться и болгарские чекисты. В Польше — то же самое. Хотя я поляков не люблю. Все им что-то не так, все мало.
— Тадеуш — польское имя.
— У моей бабушки Антонины Макаровой две сестры — Елизавета и Зинаида — вышли замуж за поляков. Их детям дали польские имена. И моя мама по глупости сделала то же самое. А во мне ничего польского нет. Хотя и дружил с ними.
— Недавно была 40-я годовщина ухода из жизни Владимира Высоцкого. Вы были знакомы?
— Он приезжал ко мне домой на улицу Бухвостова вместе с нашим другом Алексеем Штурминым. Мало с ним общался, но я человека сразу вижу. У него было много всяких комплексов. В разведку с Высоцким я не пошел бы. Мне кажется, он был слаб душой. Пить красиво и играть на гитаре — это одно, а идти в разведку — другое. Это в песнях он воспроизводил образы настоящих мужиков, а внешне таким не выглядел.
— Какая деятельность для вас самая важная в жизни?
— Моя самая важная роль — отец семейства. У меня две дочери. Старшая — Софья — заслуженный тренер России по рукопашному бою, младшая тоже спортсменка. У меня талантливый внук — начинающий художник, очень воспитанный, тонко чувствует собеседника.
— Вам 81 год. Откройте секрет долголетия.
— Вредных привычек у меня нет. Вот только ем на ночь. Никогда не курил и никогда не пил.
— Ждать ли продолжения «Пиратов» в XXI веке?
— Продолжения фильма не будет, наверное, с моим участием. Старого боцмана Матвеича только если смогу сыграть.
ДОСЬЕ
Тадеуш Рафаилович Касьянов. Родился 14 ноября 1938 года в Москве. Актер, каскадер и постановщик трюков, заслуженный тренер России. Имеет 10-й дан по карате. Подготовил более 40 мастеров спорта, среди них чемпион СССР (1991). Автор и соавтор более восьми книг по рукопашному бою.
Читайте также: Актер Константин Соловьев: Я лично встречал Шварценеггера, но побоялся с ним поздороваться