На время каникул: как мотивировать детей учиться дома
Мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что этой осенью школьные каникулы продлятся две недели вместо одной — с 5 по 18 октября. По словам главы города, такие меры помогут снизить темпы распространения коронавируса и избежать заражения среди детей. «Вечерняя Москва» поговорила с экспертами, рассказавшими, как правильно мотивировать ребенка уделить немного времени учебе на длинных каникулах.
— У всех родителей разные способы мотивации детей, — замечает учительница русского языка Татьяна Гартман. — У кого-то работает кнут, у кого-то — пряник. А есть такие дети, которых и заставлять не нужно. Единственное, против чего я возражаю категорически, — это мотивация деньгами. Когда родители платят ученику за хорошие отметки, выполненные уроки, дополнительные занятия. На мой взгляд, это абсолютно неправильный подход — ребенок должен понимать хотя бы то, что он учится не за деньги, а ради своего собственного будущего. Конечно, в идеале его и учеба должна увлекать, но необходимо хотя бы понимание того, ради чего все это делается.
Очень важным Гартман считает именно интерес ребенка. Совершенно необязательно, да и не нужно заставлять его на каникулах учить все уроки сразу. Наверняка у ученика есть какие-то свои интересы: что-то его увлекает из области географии, биологии, физики. А может, ему интересно изучение иностранных языков:
— Не надо пытать его условной математикой или русским языком. Потратьте появившееся время на то, чтобы посмотреть кино на английском языке, прочитать книгу. Или посмотреть познавательный фильм по географии. Необходимо понимать, что у ребенка есть собственные интересы, на которые нередко не остается времени в обычной будничной жизни. И отличным решением будет помочь ему, направить в ту сторону, что ему интересна.
Детский психолог Екатерина Верченова считает, что после такого долгого двухнедельного отдыха ребенка к школе нужно готовить, иначе резкий переход к делу от безделья может даться нелегко:
— Это действительно довольно стрессовый период, поэтому важно сделать так, чтобы хотя бы за три дня ребенок начинал по чуть-чуть заниматься. Необязательно всем и сразу. Выберите наиболее важный для школьника предмет, и пусть он уделяет ему хотя бы по 15 минут в день, чтобы сохранить учебный тонус, вовлеченность и легче войти обратно в ритм. Также важно на каникулах сохранить привычную рутину — пусть ребенок встает приблизительно в то же время, в то же время обедает и так далее.
К учебе важно вызвать интерес. С учениками младших классов это чуть проще: психолог предлагает превратить уроки в увлекательные математические, английские и другие игры.
— Старшим школьникам, наоборот, необходимо делегировать обязанность учиться. Предложите ребенку выбрать какую-нибудь учебную цель, которой он должен достичь к концу каникул. Например, разобраться в теории эволюции, выучить правило по русскому языку, решить несколько математических задач по трудно дающейся теме. Также, если у вас хорошие отношения с педагогом, можно у него попросить дать рекомендации по тому, чем стоит заняться на каникулах. Может, учитель предложит выполнить какой-нибудь школьный проект, который ребята сдадут после отдыха? Такая «командная работа» с педагогом тоже очень важна, — предлагает психолог.
Нужно также не забывать о необходимости общения. Без контакта со сверстниками школьник быстро теряет мотивацию к учебе, в изоляции ему тяжело. Отличный вариант совместить приятное с полезным — предложить устроить дебаты, дискуссии, обсуждения какой-то темы по видеосвязи.
Читайте также: Гвозди и повидло: чего ждут учителя от детей на 1 сентября