Фото: ITAR-TASS

«От 500 рублей за три дня»: почему прокатом одежды пользуются состоятельные россияне

Общество

Не владеть вещью, а разумно пользоваться ею — этот принцип лежит в основе шеринг-экономики, набирающей популярность в современном обществе. Культура совместного потребления формирует новую бизнес-модель. Теперь можно и, более того, модно делиться транспортом, помещениями, едой. «Вечерняя Москва» узнала, как в столице работают сервисы аренды одежды и почему люди с доходом выше среднего предпочитают брать ее напрокат.

На работу, свадьбу и карнавал

В сервисах аренды одежды понравившуюся вещь можно взять напрокат. Как правило, услугами таких компаний пользуются люди, которые понимают: необходимый предмет одежды вряд ли пригодится им в дальнейшем.

По словам одной из основательниц крупного сервиса аренды вещей Екатерины Крайвановой, самым популярным поводом для аренды одежды являются фотосессии, а уже на втором месте — мероприятия и торжества, в частности свадьбы и выпускные.

— Сейчас наблюдается тренд на естественные фотосессии, особенно в Москве. Однако все еще есть люди, которые серьезно наряжаются, готовясь к фотосессии. Летом спрос только растет: например, клиенты часто хотят сделать фотографии в платье с огромным шлейфом на природе. Такой одеждой больше нигде не воспользуешься, — комментирует эксперт.

Еще одна категория одежды, которую часто берут в подобных сервисах, — карнавальные костюмы, рассказывает Крайванова. По ее словам, Хеллоуин и Новый год в данном контексте являются пиками сезона, но в течение года также случаются локальные тематические вечеринки, где требуется необычная одежда.

Если карнавальные костюмы пользуются спросом, то повседневная одежда, напротив, не вызывает особого интереса у арендаторов. Тренд на ее прокат пока не прижился в России, вопреки попыткам укоренить эту новинку, отмечает соосновательница компании-агрегатора.

— Очень небольшой процент прокатов имеет в своем ассортименте повседневную одежду. Максимум — хороший деловой костюм, так как его можно взять на бизнес-фотосессию, — объясняет она.

Юлия Пушкарева, постоянная клиентка сервиса проката одежды, подтверждает, что не видит смысла в арене повседневных предметов гардероба. Чаще всего она арендует вечерние платья на мероприятия в рамках профессиональной деятельности. Юлия работает директором по продажам в крупной компании: вечерние платья пригодятся на мероприятиях один–два раза в месяц. Один такой наряд стоит от 20 000 рублей, отмечает она. Шеринг открывает возможность получать нечто «большее за те же деньги», добавляет Крайванова. Таким образом, смысл проката неразрывно связан с идеей разумного потребления: после однократного использования дорогой предмет одежды не висит в шкафу, а служит на пользу другим людям.

Юлия Пушкарева пользуется услугами прокатных сервисов сразу по многим причинам: дело не только в необходимости соблюдать рабочий дресс-код. Девушка называет себя сторонницей разумного потребления. Эту идею она считает даже более важной, чем экономию, которая является следствием аренды дорогих вещей.

— По жизни я радею за экологический образ жизни, стараюсь покупать меньше вещей, а затем не выбрасывать — отдавать или перерабатывать. Для меня это очень живая тема, которая касается не только одежды. Например, я хожу со своей кружкой в кофейню. У меня такой подход: я хочу оставить поменьше мусора после себя. Разумное потребление в первую очередь, а деньги — приятный бонус, — признается Пушкарева.

«Пресытились потреблением»: кто берет одежду напрокат

По словам Крайвановой, типичный клиент сервиса аренды вещей — это женщина 25–40 лет с доходом выше среднего. Эксперт отмечает, что эта особенность стала неожиданностью для нее.

— Когда мы стартовали пять лет назад, у нас была гипотеза: сервис будет наиболее востребован среди людей с доходом ниже среднего из-за их желания сэкономить. Но оказалось, что люди с доходом ниже среднего еще не пресытились потреблением. Они в основном считают, что лучше купить предмет и обладать им, — делится собеседница «ВМ».

Крайванова считает, что потребность во владении предметом у людей с доходом выше среднего уже удовлетворена. Именно этот психологический фактор служит причиной популярности сервисов аренды среди них. Ценность той или иной вещи в таком случае сводится до необходимости извлечь из нее определенную функцию, а не обладать ею, говорит она.

Эту гипотезу наглядно иллюстрирует Юлия Пушкарева, которая признается в том, что может позволить себе покупку дорогой и качественной одежды. Однако, несмотря на это, она с удовольствием использует сервисы аренды одежды.

— У меня хороший доход. До декретного отпуска у меня была очень высокая зарплата даже для Москвы. Так что я могу себе позволить хорошие вещи, которые буду использовать годами. Например, у меня есть дорогая обувь, но я стараюсь покупать ее не на один сезон, — рассказывает Пушкарева.

По словам Крайвановой, ценовой диапазон аренды очень широк: стоимость одежды напрокат варьируется от 500 до 50 000 рублей за три дня. Самыми дорогими предметами гардероба являются свадебные платья, которые сдают очень малое количество раз. Наиболее популярный чек — это вечерние платья за 5000–7000 рублей на три дня, говорит она.

Экология и разумное потребление

Прокат одежды — это не только экономия, но и экология. Идея разумного потребления тесно связано с шеринг-экономикой. Эта тенденция особенно актуальна в больших городах, где мода и стиль меняются очень стремительно, комментирует экоактивистка, основательница бренда вещей из переработанного полиэтилена Галина Ларина.

— Производство одежды — это история, которая затрагивает большое количество ресурсов. Бесспорно, такие сервисы должны быть в больших городах. Они помогают снизить количество новых производимых продуктов и поддержать цикл передачи вещей, — объясняет она.

По словам Лариной, аренда одежды может настроить человека на понимание того, что предметы гардероба не должны вызывать серьезной привязанности.

— Ненужную вещь лучше передать тому, кому это может быть нужным. Подобные сервисы помогут настроить человека на нужный лад, и он перестанет воспринимать одежду как что-то очень важное. Человек может поносить ее с честью, но потом также отделиться от нее — передать другому без чувств личной привязанности. Мне кажется, к вещам не нужно сильно привязываться, — рассуждает Галина Ларина.

Шеринг одежды она считает не просто тенденцией, благотворно воздействующей на экологию, но и «новым влиянием на моду». В частности, по мнению Лариной, прокат свадебных платьев — это довольно смелое решение. Подобная практика должна развиваться в будущем, говорит она.

Идея разумного потребления и минимализма все прочнее укореняется в сознании целого поколения. Эту мысль подтверждает Юлия Пушкарева.

— Бесконечного потребления и накопительства можно избегать. Я стараюсь пропагандировать шеринг — это экологическое отношение и к себе, и к близким, и к окружающей среде. Мне кажется, стремление купить себе побольше машин и домов, если ты ими даже не пользуешься, не имеет смысла, — говорит Пушкарева.

«Сила маленьких шагов»: перспективы шеринга одежды

Москва стремительно развивается с точки зрения разумного потребления, шеринга и аренды, считает Екатерина Крайванова. Однако пандемия коронавируса все же внесла свои коррективы в развитие сервиса аренды, добавляет она.

— Накануне «коронакризисной» истории у нас были очень хорошие прогнозы роста — чуть ли не на треть, но сейчас мы только более-менее возвращаемся к докризисным показателям. Если смотреть на абсолютные цифры — это падение. Если брать в расчет ситуацию — то это рост, — разъясняет собеседница «ВМ».

Тем не менее основателям сервиса удается сохранять позитивный настрой: интерес к этой теме есть, говорит Крайванова. Оптимистично смотрит на ситуацию и Юлия Пушкарева.

— Я уверена, что шеринг одежды станет более популярным. Я оптимист и позитивно смотрю в будущее: верю, что сила маленьких шагов имеет значение, и это от каждого из нас зависит. Стараюсь регулярно рассказывать об этом людям. Например, молодежь гораздо более внимательно относится к этим вопросам, — замечает она.

Галина Ларина предполагает, что очень эффективный толчок развитию сервисов аренды одежды могла бы дать популяризация данного тренда лидерами мнений.

— Было бы здорово, если бы шеринг популяризировали модники — люди, которые задают тренды в одежде. Тогда бы идея еще больше набрала обороты. В сфере моды все смотрят на картинку, — заключает она.

amp-next-page separator