Молодые соцработники на встрече с Владимиром Петросяном задавали вопросы о жизни, работе, любви… / Фото: «Вечерняя Москва»

Владимир Петросян: Мой самый лучший, настоящий друг — мама

Общество
В Пансионате для ветеранов труда № 31 состоялась неформальная встреча министра правительства Москвы, руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Владимира Петросяна с молодыми соцработниками.

А он сразу сказал, что очень рад этой встрече с молодежью, и будет предельно честным. Собственно, встреча так и называлась «100 честных вопросов министру».

Расскажите, пожалуйста о себе, и если можно — самое яркое воспоминание вашего детства…

 О себе рассказывать — наверное, долго… Я родился Баку, в столице советского Азербайджана. Когда мне было два года, погиб мой отец. Он спас мне жизнь, я был у него на руках, он успел отбросить, оттолкнуть меня — а сам попал под машину и погиб.  Отец погиб из-за подонка, хотя прошел три войны — финскую, Великую Отечественную и в японской воевал.

Мы со старшей сестрой остались с мамой — она, кстати, тоже прошла войну. Трудно было, но мы выстояли. Мама смогла нам дать высшее образование. И как для многих из ее поколения, настоящей трагедией стали события, которые привели к развалу СССР. Нам пришлось уехать из Баку в 1988 году. Я в это время уже был самым молодым директором средней школы, мне было всего 26 лет.

Когда мы переехали в Армению, я сначала работал учителем истории, а потом случилось землетрясение в Спитаке, наверное, ваши родители помнят эту страшную трагедию.

Меня направили работать туда, в разрушенный город, который надо было восстанавливать из руин, налаживать жизнь. Я занимался вопросами здравоохранения, образования, курировал работы по восстановлению, некоторые стройки...

Затем меня назначили директором дома престарелых в Ереване, было это в 90-м году, так я стал работать в системе соцзащиты. Проработал там 10 лет, создал крупный центр социального обслуживания. Потом в Подмосковье был директором Куровского психоневрологического интерната — и честно вам скажу, что, может, это были лучшие четыре года моей жизни. Когда уходил оттуда — отпускать не хотели, правда, не хвастаюсь: буквально взяли в кольцо, кричали, что я бессовестный, что бросаю их, что они не будут есть котлеты и вообще есть не будут! Успокоил, конечно, как мог.

Потом перешел на работу в Департамент соцзащиты, стал заместителем руководителя, а теперь… ваш покорный слуга.

Владимир Аршакович, будет ли выделяться молодым специалистам соцзащиты служебное жилье?

Мы служебное жилье выделяем, и эта программа будет продолжена.

Как вы относитесь к такой проблеме: с одной стороны — соцзащита должна помогать и помогает людям, но с другой стороны — существует и проблема иждивенчества…

Я думаю, иждивенчество — это погрешность нашей системы... Я уже давно говорю о том, что помощь должна быть именно АДРЕСНОЙ, но пока еще она далеко не такая конкретная, как хотелось бы. И это в корне неправильно. Помогать надо тем, кто в этом ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нуждается, потому что у нас есть люди разного достатка, и кому-то эта помощь вообще не нужна, а кому необходима — и помогать нужно больше.

В «Программе социальной поддержки жителей Москвы на 2012–2016 годы» это четко прописано — обязательно будет переход к адресной помощи, мы уже идем по этому пути.

Будут ли у нас программы обмена опытом с молодыми соцработниками за рубежом?

Такие программы есть, этим занимается наш Институт повышения квалификации соцработников, выезжали группы специалистов в Лондон, в Словению, кроме того, у нас заключено соглашение с Берлином по вопросам создания безбарьерной среды — по этой программе группы наших специалистов регулярно выезжают в Германию. Эта работа будет продолжена.

Владимир Аршакович, расскажите о вашей семье, детях, может быть, уже и внуки есть?

Я счастливый муж и отец. Моя жена по профессии врач, у меня трое детей, дочь и двое сыновей. Старшие дочь и сын уже нашли себя в профессии, у них свои семьи, прекрасные дети, мои любимые внуки. Младший сын в этом году школу оканчивает.

И как семья относится к вашему образу жизни?

С уважением. У нас вся семья — трудоголики, так что понимаем друг друга. Конечно, меня им не хватает, а мне — их, потому что времени не хватает на многое...

Есть ли у вас лучший друг?

Вы знаете, я, наверное, очень счастливый человек и благодарен Богу за то, что на каждом этапе моего жизненного пути всегда находился человек, который становился моим ангелом-хранителем… А лучший друг… Лучший друг — это моя мама. Мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО были с ней самыми близкими, самыми лучшими, настоящими друзьями — по жизни, во всем и всегда. Когда мама умерла — для меня это была страшная, непереносимая трагедия. Надлом был. Отчаяние. Я не представлял жизни без нее, месяц лежал, не вставал с постели, ничего не хотел, никого не мог видеть… И спасли меня… мои старики.

Я тогда был директором дома престарелых, и вот они пришли ко мне, все мои бабушки, обняли и сказали: нас тут столько мам, неужели мы тебе одну не заменим?! А мне и сейчас ее не хватает, моей мамы.

Как вы относитесь к тенденции омоложения системы соцзащиты?

Я считаю, что омоложение обязательно должно происходить. В прошлом году мы приняли в систему полторы тысячи молодых специалистов, я уверен, что создание советов молодых специалистов — и в департаменте, и в округах, и в учреждениях — это очень правильный шаг. И такой моя позиция будет всегда по отношению ко всем молодым специалистам, которые смогут себя проявить...

А где вы любите проводить отпуск и в какое время года?

Время года — конец апреля или август-сентябрь, а места… Знаете, я не люблю повторений, мне нравится всегда что-то новое для себя открывать.  В отпуске был в Белокурихе, это Алтайский край, — получил колоссальное удовольствие, всем рекомендую!

Владимир Аршакович, молодой специалист системы соцзащиты — какой он? И что, может быть, мешает нашим молодым специалистам расти, продвигаться по служебной лестнице?

Я думаю, к сожалению, это — кадры. Те люди, которые попали в нашу систему случайно, где-то в 90-х, и теперь изо всех сил держатся за свои кресла и не могут понять, что пришло новое время, что надо мыслить и работать по-новому.

А если говорить о молодом современном соцработнике — это высокообразованный специалист, стремящийся стать профессионалом, человек целеустремленный и амбициозный — в самом хорошем и правильном смысле этого слова.

Человек без амбиций, это, по-моему, вообще бесхребетное существо. Главное, чтобы от этих амбиций ни у кого не закружилась голова…

Как вы считаете, почему у нас так много в стране детей-сирот?

Это, наверное, все-таки вопрос воспитания… Это не проблема семьи, это проблема всего общества, его боль. Кстати, заблуждение думать, что проблема сиротства существует не только у нас, в России.

Меня недавно пригласили выступить на радио, зашел разговор о том, какие хорошие на Кавказе традиции, как уважительно относятся к старшим, как почитают семейные ценности, а у нас — так все плохо… А я задаю вопрос: «У нас — это у кого?» Замолчали. Что ж вы, говорю, собственную историю не знаете? Как в России испокон века относились к родителям — на ВЫ называли, ведь не иначе — вы, маменька, вы, батюшка! Как гордились своими семьями, семейными традициями! Про Кавказ говорите — но на Кавказе тоже есть одинокие старики и дома престарелых.

Не надо бездумно обобщать! Я уверен, что русские, российские семейные традиции обязательно возродятся, но для этого надо, чтобы общество выздоровело полностью, окончательно, ведь то, что мы, люди бывшего Советского Союза, прожили и пережили за последние двадцать лет — не могло пройти бесследно, такие раны были нанесены людям! Но ведь выздоравливаем, и — если говорить о проблеме сиротства — с каждым годом у нас все больше приемных семей.

Еще хочу сказать — раз уж зашел разговор о семейных ценностях. Один великий мыслитель сказал, что нельзя быть героем, если воюешь против своей Родины, своей Отчизны. А у нас сегодня, к сожалению, достаточно таких «героев». Но они не герои, они — предатели, и так было и считалось во все времена: самый страшный грех, самое большое преступление — предать свою Родину, которая — та же семья. Только большая. И тех, кто предал свою семью, предадут их же собственные дети…

А какими качествами должен обладать политический руководитель?

Это должен быть человек слова и дела, который умеет принимать решения. Лидер, Личность с большой буквы, при котором к России будут относиться с уважением.

Выводы делайте сами, но тот человек, который закончил вой ну в нашем государстве, — такому человеку я доверяю целиком и полностью, он для меня пример настоящего политического руководителя — Владимир Путин.

Владимир Аршакович, можно маленький блиц-опрос? Какую из добродетелей вы цените больше всего?

Доброту.

Ваше представление о счастье?

Счастье — это когда рядом счастливы все остальные.

Встретив Бога, что бы вы ему сказали?

Прости меня, Господи… Молодые соцработники на встрече с Владимиром Петросяном задавали вопросы о жизни, работе, любви…

amp-next-page separator