Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва

Семейный вопрос: новая реальность бросает вызов вековым традициям

Общество

Президент РФ Владимир Путин утвердил в России День отца, который теперь будет отмечаться в третье воскресенье октября. По словам авторов недавно представленного аналитического доклада Всероссийского центра изучения общественного мнения и АНО «Национальные приоритеты» «Российская семья: как сохранить традиции и обрести новые смыслы?», это отвечает одной из новых тенденций, меняющих в обществе представление об институте семьи.

Казалось бы, аксиома: семья — это ячейка общества и оплот государственной стабильности. Об этом часто говорят, в том числе и пафосные речи. Однако время ломает стереотипы, увеличивая вариативность семейных отношений, разрушая традиционный уклад и вычеркивая целые главы из хрестоматийного «Домостроя».

В какой-то момент семейные отношения стали вступать в противоречия с потребностями личностного роста и карьерных амбиций. Брак перестал быть обязательным, а рождение ребенка — его непременным условием. По мнению социологов, все это заставляет задуматься, что нас ждет дальше. «Понимание новых трендов института семьи — важное условие эффективной реализации социальной политики», — считают авторы масштабного исследования.

— Сам по себе доклад не решит проблемы и не справится с теми вызовами, с которыми столкнулась семья, — говорит директор по работе с органами госвласти ВЦИОМа Кирилл Родин. — А она сегодня переживает серьезный период трансформации, и не совсем понятно, сохранится ли ее традиционный формат.

Смена ролей

Семейный статус сегодня по-прежнему воспринимается как показатель надежности и стабильности. «Брак становится не традицией, а осознанным выбором», — уточняет руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова. Однако доля тех, кто выбирает традиционную форму семейных отношений, за последние четыре года снизилась с 78 до 71 процента. Каждый десятый россиянин сегодня предпочитает гражданский брак.

Одной из самых устойчивых тенденций к изменению традиционного семейного уклада эксперты называют смену ролей. По статистике, 85 процентов мужчин и женщин считают, что оба партнера должны в равной степени участвовать в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.

— Роли в семье трансформируются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, — объясняет Юлия Грязнова. — Четких, определенных правил, кто и что должен делать в современных семьях, уже нет. Люди договариваются, они вынуждены это делать. И модели семьи становятся все более разнообразными.

То мама становится главным добытчиком, то папа, а то и бабушка вынуждена снова выходить на работу. В ситуации такой неустойчивости, когда нет стандартных моделей, жить сложнее, поэтому семье нужна большая внешняя поддержка — от государства и других институтов. Еще один интересный феномен: в обществе наблюдается повышенная нагрузка на мужчин. И они, по сути, сегодня оказываются самым уязвимым звеном. С одной стороны, от мужчины продолжают ждать, что он будет обеспечивать семью материально, но одновременно общество требует, чтобы он больше времени уделял общению и воспитанию детей. В этом смысле мужчины находятся под двойным социальным давлением.

Впрочем, женщинам, по-прежнему самостоятельно взваливающим на себя кучу обязанностей, тоже нелегко. Они успешно справляются с ролью «добытчиц», осваивают роли в экономической и политической жизни, пытаясь совместить их с традиционными обязанностями матери и супруги. Но это трудно. Отчасти поэтому прекрасная половина человечества сегодня настаивает, чтобы и благоверный все успевал. «Немало женщин одновременно жонглируют как традиционными установками («муж-кормилец»), так и современными трендами равного распределения ролей в семье», — уточняется в докладе. Однако такое разбрасывание обязанностей и функций, по мнению экспертов, часто провоцирует у супругов потерю эмоциональной связи и привязанности друг к другу. И как следствие, общество получает еще один тренд современности — психологическое одиночество человека в семье.

Повышенная нагрузка, экономическая нестабильность и отсутствие помощи со стороны часто приводят к тому, что муж с женой начинают жить друг с другом «как с соседом», пытаясь совместно решить общие житейские проблемы. Отсутствие любви рано или поздно приводит к внутрисемейному кризису. И развод, согласно исследованию, становится типичной моделью поведения.

В том, что семью нужно сохранить любой ценой, независимо от причин конфликта, сегодня убеждены лишь 10 процентов россиян, состоящих в браке. При этом, уточняют аналитики, за последние 30 лет в нашем обществе сформировалась четкая позиция: решение не разводиться чаще всего принимается в двух случаях — если нельзя «поделить» детей или когда один супруг материально зависит от другого.

Фото: Рixabay

Отцовство становится модным

Парадокс: многодетная семья большинством россиян воспринимается идеальной, вместе с тем в последние годы социологи наблюдают увеличение числа бесплодных браков. Причина тому — противоречие между желанием иметь детей и стремлением построить карьеру, добиться материальной стабильности. Доминантной становится позиция, что заводить детей нужно тогда, когда финансовое положение будет достаточным.

— Медицинские технологии сегодня позволяют откладывать рождение ребенка, — говорит Юлия Грязнова. — Однако это большая иллюзия. Когда женщина наконец решается завести ребенка, здоровье может не позволить ей это сделать. И мы наблюдаем сегодня такой тренд: «Когда могу — не хочу, когда хочу — уже не могу». Врачи очень этим обеспокоены.

Большой урон репродуктивному здоровью, по мнению принявших участие в подготовке доклада врачей, наносит интервал между началом сексуальной жизни и вступлением в брак. По статистике, средний возраст сексуального дебюта для женщины составляет 17 лет. По мнению соучредителя Благотворительного фонда «Женщины за жизнь» Натальи Москвитиной, — много раньше, лет с 14. И это неизбежно повышает риск проблем со здоровьем.

— Проблема в том, что мы утратили нравственные ориентиры, — говорит она. — Молодежь затрудняется с ответом на вопрос «зачем мне семья». А безыдейность значит бессмысленность. Люди не видят в рождении детей своего продолжения. Развод и аборты многими подростками воспринимаются как свобода. Наше общество стало очень цинично относиться к сакральному. Во многом виноваты в этом родители, которые должны быть нравственными лидерами для своих детей. А взрослые часто говорят одно, а сами ведут себя по-другому. «Нельзя, но можно» — очень опасный тренд, который приобретает популярность у молодежи.

Наталья Москвитина также отмечает, что многие женщины сегодня боятся рожать, не чувствуя опоры и поддержки.

— Там, где есть страх, нет любви, — говорит она. — А любовь — это и есть очень важный смысл семьи. Но о нем сейчас забыли.

Тем не менее многие российские семьи рассматривают вариант многодетности. Правда, с оговоркой: «в идеальных условиях». При этом в наиболее активной репродуктивной группе 28–40‑летних желание иметь много детей у мужчин вдвое выше, чем у женщин.

То, что быть отцом сегодня становится модно, демонстрируют соцопросы. Так, 62 процента россиян считают, что современные папы больше интересуются жизнью своих детей и чаще, чем отцы предшествующих поколений, говорят о любви к своему ребенку. 57 процентов респондентов уверены, что отношения отцов и детей стали более доверительны. Эксперты отмечают, что на детских площадках все чаще можно увидеть не мам, а пап, гуляющих с малышами. Но председатель Совета отцов Алексей Чегодаев считает, что инфраструктура пока не учитывает этот, безусловно, позитивный тренд.

— Для мужчин роль отцов действительно стала социально значимой, — говорит эксперт. — Мужчины сегодня хотят дать своим детям больше, чем имели сами. И касается это не только материальных благ. Основной запрос на то, чтобы мужчина перестал выступать только в роли добытчика. Обществу предпочтителен ответственный отец, заинтересованный в продолжении своего рода, в котором бы от поколения к поколению передавались нравственные ценности. Но папам нужно уделять больше внимания с точки зрения организации общественного пространства. А у нас вся инфраструктура приспособлена исключительно для матери и ребенка. Мужчина-отец как целевая аудитория не рассматривается. В наш Совет отцов входят уже 57 регионов страны, и во многих находим поддержку. Например, сейчас успешно выстраиваем работу с московскими властями.

Фото: Рexels

Однако, по мнению эксперта, если общество предъявляет государству запрос на формирование комфортной среды для общения с детьми, то и использовать его нужно грамотно.

— Мы разучились проводить время с семьей, но привыкли его покупать, — говорит Алексей Чегодаев. — Бывает же: в кафе, развлекательный центр пришли вместе — и сразу отдали ребенка каким-нибудь аниматорам. Дети вроде бы с родителями, но в то же время — отдельно.

Точки опоры

Отдельная глава доклада посвящена старшему поколению. К представителям этой возрастной группы, составляющей более трети населения страны, в нашем обществе отношение особое, если не сказать консервативно-традиционное.

Так, по мнению большинства россиян, бабушки и дедушки могут научить внуков той жизненной мудрости, которую накопили за годы своей жизни, подарить им тепло и нежность. А мнение, что жизненные принципы пожилых устарели, разделяют лишь единицы. Но при этом сами представители старшего поколения стали уделять меньше времени и внимания внукам, — с сожалением констатируют социологи.

— Тренд на активное долголетие винить в этом нельзя, — считает социолог Алексей Егоров. — Бабушки и дедушки, увлеченные каким-то хобби, занимающиеся спортом, с большей вероятностью будут интересны детям. Проблема, думаю, в неумении договориться, найти общий язык между старым и малым.

Если нет связи поколений, то нет и преемственности, — утверждают авторы доклада. Подростки, не зная традиций, создают свои собственные модели взаимоотношений — непрочные, оттого и краткосрочные, временные. И отношение к семейному укладу становится поверхностным, теряет значимость.

Особое внимание в докладе уделяется вопросу заботы о стариках. Тема трудная и касается она членов семьи абсолютно всех возрастных категорий. Да, время неумолимо, рано или поздно бабушки и дедушки начинают нуждаться в постоянном уходе и помощи. Каждый десятый россиянин лучшим решением проблемы считает устройство немощных родственников в дома престарелых. По мнению Кирилла Родина, эта статистика вызывает тревогу, поскольку пока не ясно, каким образом она будет меняться в будущем. Эксперты считают, что развитие ситуации зависит от того, насколько государство готово оказывать помощь тем, на чьи плечи ложится забота о стариках.

Фото: Рixabay

— Сегодня люди в большинстве своем все-таки не готовы отдавать своих родственников в дома престарелых, — комментирует Юлия Грязнова. — Одна участница нашего опроса сказала так: «У меня не так много родственников, чтобы ими разбрасываться». В то же время многим, чтобы ухаживать за своими пожилыми родственниками, приходится идти на жертвы: меньше зарабатывать, уходить на неполный рабочий день... Мы видим, что программы нацпроектов, которые касаются помощи в долговременном уходе, сегодня очень востребованы.

Как показали социсследования, чаще всего обязанности по заботе о стариках берут на себя женщины. На представительниц так называемого поколения «сэндвич» ложится двойная нагрузка: они вынуждены и воспитывать детей, и ухаживать за престарелыми членами семьи.

— Это колоссальное напряжение, — говорит директор Благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина. — Мы уже наблюдаем определенную взаимосвязь: если в семье есть тяжело больной родственник, то в ней либо совсем нет детей, либо только один. И семьи рушатся из-за невозможности в одиночку, без посторонней помощи потянуть такой груз.

«Сдать» близкого на попечение государства — тема очень болезненного выбора. И он неправильный. Ухаживающий за стариками должен иметь возможность жить полноценно — работать и воспитывать детей. Для этого необходимо развивать систему долговременного ухода.

Она есть в России. Три года назад в рамках программы «Демография» началась реализация пилотного проекта, цель которого — обеспечить людям, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание в домашних условиях, без отрыва от семьи. Пожилым нужна поддержка днем, чтобы не чувствовать себя одиноко, когда родные на работе. Такая модель обеспечения ухода, по мнению экспертов, сегодня наиболее предпочтительна.

Современной семье необходима разносторонняя помощь со стороны государства, общественных институтов, утверждают авторы доклада. Исследование, посвященное проблемам современной семьи и демографии, констатирует факты и делает вывод: сегодня семья по-прежнему остается одной из главных жизненных ценностей, сберечь которую должны стремиться в равной степени и государство, и общество.

КАК У НИХ

— Во Франции 91 процент взрослых считают, что работать должны оба родителя, поэтому ребенком папа и мама занимаются по очереди.

— В Великобритании из-за того, что жители предпочитают строить карьеру, времени на родных не остается. От традиционных встреч с семьей отказывается даже старшее поколение: бабушки и дедушки в гости к внукам едут только если дорога займет не больше часа.

— В США семейных традиций немного, но сегодня даже День благодарения, который принято встречать в кругу семьи, воспринимается американцами скорее как обязанность. Дети, достигшие совершеннолетия, уезжают из отчего дома и поддерживая контакты лишь по телефону.

— А вот в Италии к семейным традициям относятся очень бережно, и пропуск любого, даже самого незначительного праздника или встречи воспринимается очень близко к сердцу.

— В Индии семейные ценности непоколебимы. Все праздники семья собирается вместе вместе, а дни рождения отмечаются с размахом.

— В Китае мальчики традиционно обязаны ухаживать за родителями. Но если еще десять лет назад китайцы перевозили своих престарелых родителей к себе, то сейчас все чаще находят оправдания, чтобы избежать сыновнего долга.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В официальном браке состоят 52 процента россиян, 11 процентов вообще не планируют создавать семью (наиболее высока эта доля среди разведенных, где каждый пятый, уже имея негативный опыт, не хотел бы повторять попытку). Каждый десятый россиянин — сторонник свободных отношений или гражданского брака. Только 14 процентов россиян продолжают считать развод трагедией. Трех и более детей хотели бы иметь 32 процента жителей нашей страны.

РЕПЛИКА

Нам всем пора возвращаться домой

Людмила Федотова, семейный психолог:

— Спору нет: хорошо, когда семья дружная и каждый в ней чувствует себя важным и нужным. Но традиционные позитивные примеры «больших столов», за которыми собираются представители всех поколений, уходят в прошлое. Нам вдруг стало трудно жить вместе. На разговоры по душам не остается времени, да и желания, поскольку разрастающийся эгоизм заставляет в первую очередь думать о своем собственном комфорте. Добавьте к этому еще определенный инфантилизм, коим грешит молодое поколение, и вы получите картину нашей реальности. Неготовность нести ответственность за того, с кем ты строишь отношения, и завышенные требования к избраннику — частые причины разводов в наши дни.

Эгоизм лечится любовью, привязанностью к близким людям и человеческой потребностью быть частью общности, в которой можно быть самим собой, таким как есть. Найдет ли общество точки опоры, чтобы сохранить ценность родства и единство интересов, зависит от каждого из нас. Ведь, как отметил один из участников исследования, «дом — это не просто крыша над головой, комфорт, уют, еда: в нем, в семье должно быть ценностное смысловое поле». Нам всем пора возвращаться домой. Туда, где есть близкие люди, которым мы по-настоящему дороги.

amp-next-page separator