Московская фабрика-прачечная № 11. Гладильный цех. / Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости

Застирались до скандала

Общество

Газета «Вечерняя Москва» с читателями уже почти 100 лет. Долгие годы она была и путеводителем, и всезнающим «Справочным бюро». Эта рубрика давала читателям уникальную возможность получить ответы на важные вопросы. Накануне векового юбилея редакция вспоминает, что волновало жителей Москвы в разные годы.

В середине 1960-х годов москвичи интересовались у «Справочного» судьбой своих перин, подушек да одеял, а еще тем, что и когда им можно будет посмотреть по своим простыням. О чем речь и как это могло быть? Смотрим архив.

До видеомагнитофонов и YouTube

Ровно 55 лет назад, 12 октября 1966 года, в «Вечерке» был напечатан довольно нетипичный для того времени вопрос. Читатели Е. Шестакова и В. Фогельман спрашивали: «Недавно мы купили чудесный мультфильм «Снежные дорожки» на 8-миллиметровой пленке. Готовятся ли к выпуску еще какие-нибудь фильмы на 8-миллиметровой пленке?» Считается, что до появления видеомагнитофонов стандарта VHS возможности в любой момент посмотреть полюбившийся фильм у обывателей не было. Однако это не совсем так. Речь идет о некогда популярном 8-миллиметровом формате. В 1960-х годах в СССР существовало несколько любительских аппаратов для съемки на такую пленку, например камеры «Кама», «Экран» и «Турист». Чтобы насладиться отснятым материалом, необходим был еще и кинопроектор.

Самыми распрос траненными и доступными были модели «Луч» и «8П1». Последний, как правило, продавался в комплекте с камерой «Кама». Обладатели этого оборудования могли снимать собственные любительские видео. Потом, проявив пленку, что в домашних условиях было непросто, смотреть отснятое на своем собственном проекторе. В качестве экрана использовали обычную белую простынь, примерно как это делали герои фильма «Человек с бульвара Капуцинов» 1987 года.

Но постоянно смотреть лишь собственные шедевры кинолюбителям становилось скучно. Тогда для счастливых обладателей домашних кинопроекторов стали выпускать готовые, как сейчас бы сказали, лицензионные копии фильмов и мультиков. В ответ на прозвучавший в номере «ВМ» вопрос начальник отдела массовой печати Управления кинофикации и кинопроката Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР М. И. Корешникова ответила: «К новому году будут подготовлены 8-миллиметровые копии популярного фильма «Шайбу-шайбу!». На 1967 год намечается выпустить для малышей «Серую звездочку», а также картины «Сокровища Оружейной палаты», «Древние соборы Кремля», «У Сиверского озера», «Акулы таежных рек».

Гладильщица московской фабрики-прачечной №6 Александра Ярых за работой / Фото: Василий Малышев / РИА Новости

Мягко стелешь

Читательница М. Кулешова 4 октября 1966 года жаловалась: «Недавно «Справочное бюро» порадовало хозяек: предприятия бытового обслуживания начали стирать изделия из пуха. На радостях отдала подушки, одеяло, перину и... жду их возвращения с фабрики № 19 тридцать четыре дня. Пока не дождалась.

Разве это порядок?» «Справочное» разобралось в ситуации и ответило: «Нет, не порядок. Правда, работники фабрики оказались «без вины виноватыми». Наоборот, «ввести новый вид обслуживания — наша инициатива, — сказал директор фабрики тов. Клепиков. — Но, естественно, одна фабрика не может удовлетворить нужды всех желающих. Вот и возникают невероятные сроки исполнения заказов.

С 1 августа фабрика вообще вынуждена была прекратить прием заказов: оборудование перегружено сверх меры! Правда, мы расширяем производство, но и это не выход». «ВМ» оставила и свое примечание: «И все-таки, на наш взгляд, выход есть.

Почему бы другим московским фабрикам-прачечным не оказывать москвичам столь необходимую услугу?» Сейчас подушки и пуховики прачечные принимают без проблем. Это, конечно, не наша заслуга, но и мы, как говорил Юрий Деточкин из фильма «Берегись автомобиля» — приложили к этому свою руку.

amp-next-page separator