Фото из личного архива Ирины Германовой

Директор столичного Института дополнительного профобразования рассказала, как регулярное обучение влияет на карьеру специалиста

Общество

Руководитель столичного Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы (ИДПО) Ирина Германова более 20 лет работает в образовании. До института она возглавляла корпоративный университет в крупной коммерческой организации, а теперь отвечает за развитие сотрудников столичного Департамента труда и соцзащиты. В интервью она рассказала, как, выбирая образовательные курсы, не стать жертвой мошенников, как повышение квалификации влияет на образ руководителя и рядового специалиста и почему важно сочетать онлайн- и офлайн-форматы обучения.

«Учиться всегда лучше, чем не учиться»

— Современный человек живет в эпоху большого количества информации. Марафоны в соцсетях, программы в бизнес-школах и университетах, индивидуальное обучение... Как выбрать качество, а не стать жертвой маркетологов?

— Действительно, существует очень много учебных программ с разными темами, форматами и стоимостью — у любого глаза разбегутся. При этом вход на рынок образовательных услуг очень простой, что сказывается на качестве программ. Чтобы не растеряться и выбрать качественное обучение, я рекомендую обратить внимание на несколько вещей.

Во-первых, резюме эксперта, его образование и опыт. Оцените, насколько они релевантны теме обучения. Поищите выступления эксперта на YouTube, страницу в соцсетях. Доверяете ли вы ему?

Во-вторых, отзывы о курсе. Не стоит опираться на официальные, лучше поискать их в сети. И в-третьих, программа – это самое сложное. За красивыми фразами может скрываться как хороший, так и бесполезный контент. В данном случае лучше руководствоваться правилом критической оценки: если на курсах по анализу данных обещают, что сделают из вас гуру за 6 часов, то это скорее всего вранье. Анализ данных – сложный предмет, который требует нескольких лет обучения.

— Кто-то после окончания университета перестает учиться, а кто-то начинает коллекционировать «корочки», проходя один курс за другим. Где та грань, за которой обучение перестает быть эффективным?

— Грани как таковой нет, вопрос в том, что первично: обучение или «корочка». До того, как пойти учиться, нужно ответить себе на вопрос, зачем это нужно. Обучение – это всегда инвестиция денег, времени и сил, и вы должны понимать, какие дивиденды это вам принесет. В любом случае учиться всегда лучше, чем не учиться.

Фото: mos.ru

Обучение способствует карьерному росту

— Для кого обучение важнее: для руководителей, которые определяют работу всей команды и отвечают за эффективность отдела или организации, или для специалистов, которые нацелены на профессиональный или карьерный рост?

— Одинаково важно учиться и тем, и другим. Руководитель является ролевой моделью для подчиненных. Он должен думать о том, какое поведение и какие установки он транслирует, ведь подчиненные учатся у него, хочет он этого или нет. Обучаясь, сотрудник повышает свой профессионализм и спектр задач, которые он может решать, что в итоге влияет и на его карьерный и профессиональный рост.

— Как руководителю построить обучение для своей команды?

— Необходимо начать с вопросов: какой результат мне нужен от моей команды, какой должна быть моя команда, чтобы достичь цели, какие компетенции необходимо нарастить? Хорошо, если на вопросы отвечает сама команда: так они будут лучше понимать, зачем и почему им надо учиться. Задача руководителя — мотивировать и создавать возможности для обучения (выделять время, ставить задачи для развития, давать обратную связь). У любого руководителя есть две плоскости работы с персоналом: индивидуальная работа и работа с командой. Поэтому и обучение должно быть как индивидуальным, так и групповым.

У нас в институте большой выбор программ как для сотрудников, так и для руководителей. Мы подробно разбираем тему развития и саморазвития, даем эффективные инструменты. Также мы создаем программы для отдельных команд. Например, в этом году запустили «Золотую лигу» — проект для развития управленческой команды организаций стационарного обслуживания.

Фото: Pexels

Онлайн-программы в связке с очными занятиями

— Говорят, что человек обесценивает бесплатное обучение. То, во что мы инвестируем свои денежные ресурсы, мотивирует нас к большей отдаче. Согласны ли вы с этим?

— Если мы видим смысл и интерес в тех знаниях и навыках, которые приобретаем, это нас мотивирует. Бесплатного обучения не бывает — все равно кто-то за него платит (например, это может быть работодатель или партнерская организация). Если человек платит сам, он обычно более мотивирован и требователен к качеству контента, больше задумывается над тем, зачем ему нужно обучение.

— Во время пандемии образовательные учреждения были вынуждены перейти на онлайн-формат. И сейчас от него отказываться не собираются — это удобно, ведь можно учиться где угодно. Какие форматы использует ИДПО?

— Эффективность онлайн-формата зависит от того, чему мы учим. Есть темы, которые прекрасно усваиваются дистанционно и без преподавателя, а есть навыки, которым можно научиться только в присутствии наставника. Например, в дистанционном режиме можно изучить теорию коммуникации, однако научиться эффективно коммуницировать можно только в аудитории при работе в группе. Онлайн-форматы делают обучение доступным для всех, но наши участники отмечают, что нет ничего приятнее, чем встретиться в аудитории после длительного интернет-общения. Поэтому мы стараемся комбинировать форматы.

Сейчас мы активно развиваем гибридное обучение. В нем сочетаются разные форматы, что способствует максимальной эффективности. По своему опыту могу сказать, что дистанционное обучение требует больше усидчивости и мотивации, так как очень легко отвлекаешься на другие задачи.

— Какие главные вызовы и задачи сейчас стоят перед вами как перед руководителем?

— В социальном секторе происходят изменения, внедряются новые технологии и подходы к работе. Мы хотим делать полезные и качественные учебные программы. Стараемся сделать процесс обучения легким, увлекательным и интересным, чтобы наши слушатели получали лучший образовательный опыт. Моя главная задача как руководителя — организовать эффективные рабочие процессы, создать позитивную атмосферу в команде и обеспечить каждому сотруднику возможности для профессионального и личностного развития. Верю, что в таком случае мы реализуем самые смелые амбиции.

На заметку

Институт дополнительного профобразования (ИДПО) предлагает образовательные программы для сотрудников учреждений, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты. Полный перечень программ и услуг – в каталоге ИДПО.

По всем вопросам пишите на ipk@soc.mos.ru.

amp-next-page separator