«Всем должно быть комфортно»: специалист по этикету Мартен Богартс о правилах поведения в обществе
В Москве планируют создать цифровую платформу для обучения таксистов правильной речи. Этикет — понятие, границы которого в последнее время сильно размылись. Спортивная одежда нам заменяет дресс-код на всех мероприятиях, за столом мы можем орудовать как вилкой, так и — по арабской традиции — руками. О том, что нужно знать, чтобы не попасть впросак в любой ситуации, рассказал Мартен Богартс, батлер королевских дворов Бельгии, Саудовской Аравии и Марокко.
Мартен Богартс знает об этикете если и не все, то очень многое. Ведь в его портфолио — работа в королевских дворах Европы и Востока, «мишленовских» ресторанах, посольствах и пятизвездочных отелях. При этом экс-батлер уже девять лет живет в России, считает себя русским и даже написал книгу о правильном поведении в России и СНГ. Нам он тоже дал пару советов.
— Мартен, вы написали книгу, посвященную современному этикету. Для кого она предназначена?
— Она предназначена для любого человека, который хочет правильно взаимодействовать с другими людьми, чтобы всем было комфортно. Да, там есть глава «протокол» — она предназначается больше для профессионалов. Ну а в основном в ней больше написано о том, как правильно вести себя в транспорте, самолете, метро, в школе, за столом и многих других ситуациях.
— Отличается ли современный этикет от того, каким он был 20 лет назад?
— Конечно! Взять хотя бы электронный мир. 20 лет назад его не было. Очень много вопросов возникло с появлением мобильного телефона и соцсетей. Отсюда появились новые правила, например что если человек в мессенджере «онлайн», то звонить ему не стоит. Нужно дождаться, пока он выйдет из сети.
— Почему?
— Я вижу, что он в «онлайне». Значит, он в этот момент чем-то занят. Возможно, он переписывается с кем-то, возможно — разговаривает. Когда я ему позвоню, то у него будет два варианта: либо взять трубку, но из-за этого ему придется оторваться от того дела, которым он был занят в этот момент в мессенджере, либо отклонить мой звонок. Обе ситуации — неловкие.
Дресс-код под стать хозяину
— В Москве появились мишленовские рестораны. Нужно ли себя вести в них как-то по-другому?
— Конечно, в ресторанах «Мишлен» есть определенные правила. Но они не прописаны в книгах. Чаще всего они касаются дресс-кода. Так, в Европе есть рестораны, которые обязывают своих гостей минимальным дресс-кодом вроде рубашки с длинным рукавом, пиджаком и брюками, но при этом все равно найдутся люди, которые придут в шортах. Я сам пять лет работал в ресторане с тремя звездами «Мишлен» и видел много таких ситуаций. Понимаете в чем дело? Этикет — это в первую очередь не заставлять людей испытывать дискомфорт в вашем присутствии. А когда люди не соблюдают правила, то они оскорбляют не только ресторан, но и других гостей, которые прикладывали усилия к тому, чтобы быть красиво одетыми, правильно себя вести. Ведь и они могли бы прийти в шортах! Именно поэтому, я думаю, надевать шорты в мишленовский ресторан неуместно. С девушками попроще — они более свободны, но если она в очень короткой юбке сядет на диван — то это будет выглядеть не слишком красиво. Поэтому короткие юбки я бы тоже не рекомендовал для мишленовского ресторана.
— В последнее время мода стала более демократичной. Люди могут в джинсах прийти в Большой театр и консерваторию. В некоторых местах вечерний наряд может даже показаться нелепым. И это порождает много вопросов. Вот как бы вы посоветовали одеться на вечеринку, где не указан дресс-код?
— Ну, если говорить про Большой театр — то это абсолютно костюмное место. Это классика, культура и атмосфера. Там уместно будет смотреться девушка в красивом платье. В Большом театре очень много сотрудников — актеры, музыканты, певцы, танцовщики, которые много времени уделили подготовке своих выступлений. И им наверняка будет неприятно увидеть зрителей в джинсах. Это место хранит историческую культуру, поэтому в знак благодарности нужно отвечать тем же — соблюдать исторический дресс-код.
Но если говорить о более демократических мероприятиях, где не указан дресс-код, то мы должны смотреть на хозяина или хозяйку. Если мы его знаем как человека, который всегда расслаблен, если мы никогда не видели его в костюме, то тогда мы тоже можем одеться расслабленно. А если это человек, который одевается очень ярко, вроде Филиппа Киркорова, то можно одеться чуть поярче, чем обычно, или добавить ярких аксессуаров.
— Многие сторонницы бодипозитива, ратующие за личный комфорт в любых обстоятельствах, наверняка не слишком вас поддержат по части дресс-кода...
— Бодипозитив бывает разный. Я нередко вижу очень полных, но при этом красивых девушек. Мне не мешает их полнота, потому что девушка уверена в себе, светится своей красотой. Такую форму бодипозитива я стопроцентно поддерживаю. Но если на мероприятии, где указан дресс-код black tie, подразумевающий смокинг для мужчин и длинное платье с закрытыми плечами для женщин, придет девушка в рваных джинсах и откровенном топике и скажет: «Я так оделась, потому что мне так комфортно!» — то этим самым она нарушит этикет. Почему? Потому что организаторы не просто так ввели дресс-код. Этим они, во-первых, хотели создать определенную атмосферу мероприятия, в том числе и для фотографий. А во-вторых, дресс-код нужен, чтобы все присутствующие чувствовали себя одной большой командой, не отвлекаясь на наряды окружающих. Ведь платья могут стоить очень по-разному. А с дресс-кодом будет ощущение всеобщего равенства. А теперь представьте на этой вечеринке девушку, игнорирующую просьбу организаторов. Все взгляды, естественно, будут направлены на нее, она перетянет внимание гостей. У гостей возникнет вопрос: «Почему мы должны быть в смокинге, а она может быть так одета?» Ей будет комфортно, но все остальные — от организаторов до гостей — будут испытывать дискомфорт. Вот поэтому такой бодипозитив — нарушение этикета.
— Классика светских разговоров: не говорить о религии, о политике и деньгах. К запретным темам добавилось за последнее время что-то новенькое?
— Эти темы запрещены только там, где присутствующие нам не знакомы. Например, когда на корпоративы собирается большая компания, где помимо моих коллег будут люди из других компаний. В этом случае при разговоре нужно постараться избежать неудобной ситуации. Именно поэтому при первом знакомстве я не буду спрашивать человека, какой он религии или сколько зарабатывает. В последнее время к этим неудобным темам прибавилась тема вакцинации. Она очень неоднозначная: у вакцинации есть как сторонники, так и противники. И в разговоре на эту тему люди будут вынуждены оправдывать свою позицию. И это создаст дискомфорт. А мы помним, что этикет — это история о взаимном комфорте.
Жить там, где горит сердце
— Как менялось отношение к этикету у богатых людей в России?
— Люди с большими финансовыми возможностями в то время, когда я только приехал в Россию, напоминали маленького ребенка, никогда в жизни не пробовавшего конфеты. Представьте, что с ним будет, если его взять и оставить одного в магазине со сладостями? Он начнет поглощать эти конфеты в огромных количествах! А потом у него будет болеть живот. После этого он будет осторожнее. Примерно то же самое происходило с людьми, которые внезапно стали богатыми. Они и сами в какой-то момент поняли, что где-то переборщили, когда, раскидываясь деньгами на Лазурном побережье, кричали: «Я хочу купить эту гостиницу прямо сейчас! Вот деньги!» Постепенно они учатся. К слову, у меня есть много знакомых даже в правительстве, у которых дореволюционный аристократизм как будто бы вшит в гены. Но есть и те, которые, мягко скажем, более весело себя ведут... В большинстве своем это люди, которые старше определенного возраста, либо это бывшие избалованные дети. Ведь если дети изначально не учат правила поведения, дома у них слишком демократичная остановка, если ребенок получает слишком много всего без каких-либо усилий с его стороны, то он тоже не знает, как правильно вести себя в обществе.
— В России вы живете с 2012 года. Какие особенности в отношении к окружающим типичны для россиян?
— В Россию впервые я приехал в 2006 году, а переехал полностью шесть лет спустя. Мне все сначала говорили, что Россия — тяжелая страна, здесь холодно, мужчины пьют — стереотипов было много. Но когда я приехал в первый раз, то открыл для себя настоящее русское гостеприимство. Сейчас я вижу огромное количество типично российских особенностей, которые мне очень нравятся. Например, если в вагон метро зайдет пожилая или беременная женщина, то кто-то встает. А если не встает, то рядом всегда найдется кто-то, кто попросит сидящего уступить место. Если я оказываюсь на улице с пакетами или с коляской и ребенком, то всегда найдется тот, кто поможет мне на лестнице. Этого в Европе гораздо меньше.
— Вы работали в Бельгии, в Саудовской Аравии, Марокко. Мне кажется, вы сможете поставить точку в многолетней российской дискуссии на тему того, что же Россия такое: Европа или Азия?
— С гордостью человека, который уже в феврале получит российский паспорт, заявляю: это отдельный народ! Конечно, я понимаю, что вся страна такая огромная, что лежит на двух континентах. Люди, живущие рядом с Китаем, культурно ближе к Азии, а россияне, живущие в европейской части, — к европейскому укладу. Поэтому иногда мне даже кажется, что Россия — это отдельный континент. На ее территории огромное количество языков и религий. И честно говоря, я думаю, что России лучше не стремиться быть Европой или Азией, а находиться посередине между ними.
— Что было первично: влюбленность в страну или в будущую жену?
— В первую очередь я влюбился в народ. Это стало возможно, потому что однажды я принял приглашение своей коллеги из России приехать в гости. Кстати, когда я рассказал о своем желании родителям, они сказали: «Ты с ума сошел! Тебя убьют там!»
Такое богатство, которое здесь есть, мало где увидишь. И я не о деньгах сейчас. Эти Садовое кольцо и архитектура внутри него, культура, балет, Пушкин! Я был в восторге, когда впервые увидел «Щелкунчика» в Большом театре.
И точно в таком же восторге я был, когда гостил в пермском доме, окруженный родственниками своей коллеги. Я путался, кто из них кто: по-русски я тогда не говорил, но слова «баня» и «самогон» я выучил сразу! (Смеется) А как мы пели и танцевали! В общем, сердце мое загорелось, а там где сердце горит — там и надо жить! Вот поэтому я и переехал сюда. И только потом я встретил свою будущую жену.
— Вы с женой на каком языке говорите?
— На русском и английском. А с дочкой разговариваем на французском и русском — просто мы хотим, чтобы она владела французским в совершенстве. А с сыном я говорю на фламандском и русском, но он мне в свои полтора года пока не отвечает.
Пушкин как миссия
— А как вы познакомились с потомками Пушкина?
— Все это началось после того, как я впервые побывал в России в 2006 году. В Бельгии у меня была знакомая с очень хорошими связями. И она давно знала чету Пушкиных. Как-то она сказала: «Раз тебе, Мартен, так полюбилась Россия, то нужно обязательно встретиться с Сашей и Машей». Она имела в виду Александра Александровича и Марию Александровну Пушкиных. Так, на одном из ее благотворительных мероприятий я в первый раз познакомился с Пушкиными. В этот момент мы начали говорить, а завершить разговор не можем до сих пор! Они мне очень много рассказали о российской истории, о самом великом поэте. Ведь я Пушкина до того, как приехал в Россию, просто не знал! Потом я, конечно, читал его.
Помню как прочел на русском языке «Сказку о царе Салтане» и чуть не расплакался: так это было красиво! Сами Пушкины живут в Бельгии. Они получили российское гражданство благодаря Владимиру Путину. С этого момента они каждый год приезжают в Россию, чтобы почтить присутствием пушкинские места. В 1999 году они открыли Международный фонд Александра Сергеевича Пушкина, чтобы помогать российским детям. А Александр Александрович — последний прямой потомок Пушкина: его дедушка — внук Александра Сергеевича. Конечно, у Пушкина есть еще много родственников, но прямые — только чета Пушкиных. И, зная, что прямая линия прервется, они открыли этот фонд — у них самих нет детей. Они очень добрые, светлые люди. Если бы вы сказали им, что бедны, то они отдали бы вам все деньги, которые у них есть, — такие они люди… Как только мы встретились, я им начал помогать с фондом, представлять их интересы в России.
— Какие правила этикета обязательны к соблюдению младшими Богартсами в вашей семье?
— Дети всегда должны здороваться с окружающими. Правда, сыном это правило пока плохо соблюдается: он не слишком хорошо говорит, зато всегда машет рукой! Стараюсь контролировать поведение за столом. Дочка правильно пользуется приборами, ну а сын пока учится. Но кушать с закрытым ртом — это обязательное и абсолютное правило для всех! Я считаю его самым важным. Ну и кроме того, мы говорим детям о правильном поведении относительно других людей. Они должны знать, что если другие люди говорят, то дети не должны влезть в разговор. Вот это самые главные правила, которые есть у нас дома.
— А какие правила вы можете нарушить?
— Ни один человек в мире, в том числе и я, не соблюдает на 100 процентов все правила этикета. Так мы с женой иногда говорим на языке, который не понимают окружающие. Это неуважение к другим. Но у нас дома это случается. Когда устали и сил совсем нет — не убираем за собой, откладываем уборку на завтра.
У нас женой есть ежевечерний ритуал: мы пьем чай. Я пью его вприкуску с брауни, потому что я ужасный шокоголик. И этот чай я прихлебываю, хотя так делать нельзя! Благо дети спят и не слышат этого! Только никому этого не рассказывайте! (Смеется)
ДОСЬЕ
Мартен Богартс родился в Бельгии. Там же он начал свою карьеру в сфере гостеприимства свыше двадцати лет назад. Он прошел путь от повара в обычном ресторане до лучшего ресторана в стране, отмеченного звездами Мишлен. Спустя время Богартс сосредоточился на изучении сервиса и начал работать гостиничным батлером. На протяжении пяти лет ему довелось обслужить более сотни персон самого высокого уровня, в том числе членов королевских семей, глав государств и бизнесменов. Затем он получил приглашение от королевского семейства Бельгии на должность батлера. Позже Мартен Богартс работал с двумя другими королевскими семействами, управлял самой большой в стране посольской резиденцией и основал свою компанию, предоставлявшую услуги для частных лиц, услуги батлеров, а также консалтинг и обучение в сфере гостеприимства.
СПРАВКА
Термин «батлер» в переводе с английского означает «дворецкий». Сегодня этим словом называют профессионалов в сфере гостеприимства самого высокого уровня. Эта должность появилась в конце XX века в частных домах и отелях, которые стремились привлечь высокопоставленных гостей безупречным уровнем сервиса. Батлеры в отеле — это высококвалифицированные профессионалы, которые становятся главным контактом для гостя. Они подают еду и напитки в номер, организовывают встречи и экскурсии, отвечают за то, чтобы нужные вещи были вовремя постираны и выглажены, пакуют и распаковывают багаж. Батлер должен обеспечить максимально четкое и эффективное выполнение пожеланий гостя, делегируя их другим сотрудникам отеля или выполняя лично, когда другие ведомства заняты.