Фото: Pexels

«Обрушение мирового лизинга самолетов»: как антироссийские санкции отразятся на авиации

Общество

Крупнейшие российские авиакомпании временно ограничили полеты за границу из-за санкций США и Евросоюза в отношении РФ. О сложившейся ситуации и о том, как Россия может из нее выйти, — в материале «Вечерней Москвы».

Давление на авиацию

По данным агентства Cirium, на которые ссылаются российские СМИ, флот отечественных авиакомпаний состоит из 980 пассажирских самолетов, 777 из них — в лизинге. Большинство самолетов, находящихся на службе российских перевозчиков, произведены в Евросоюзе (Airbus) и США (Boeing) — 337 и 308 лайнеров соответственно. При этом общая стоимость арендуемых нашими компаниями самолетов оценивается в десять миллиардов долларов.

В отношении российской авиации ввели санкции ЕС и США. В обоих случаях установлен запрет на ввоз в Россию самолетов, на поставку запчастей, проведение техобслуживания уже эксплуатируемых лайнеров и страхования всех самолетов российских авиаперевозчиков. Европейские лизингодатели также отозвали из нашей страны все свои самолеты, компании из США пока этого не сделали.

Таким образом, российские авиаперевозчики должны вернуть значительную часть своих самолетов европейским лизинговым компаниям. Последним придется заплатить неустойку, так как инициатором досрочного расторжения контракта являются именно они. Однако из-за взаимного закрытия воздушного транзита забрать находящиеся в России самолеты Airbus они все равно не смогут. Вот как сложившуюся ситуацию описал председатель Ассоциации лизинговых компаний Европы Фил Сеймур:

— Как только состоится передача бортов в аэропортах, самолеты уже не будут российскими. А нерусские самолеты не смогут летать в пространстве России — оно же закрыто! Мы не сможем вылететь.

С Boeing дело обстоит иначе. США создали условия, при которых Россию формально никто не просит возвращать самолеты. Но состоящие в авиапарке наших перевозчиков Boeing лишены техобслуживания и запчастей. Таким образом, использование этих самолетов затруднено, а при отсутствии альтернативных каналов поставки запчастей и услуг по соответствующему уходу за транспортом они и вовсе будут простаивать. При таком раскладе перед российскими авиакомпаниями встанет выбор: либо продолжать делать лизинговые платежи за самолеты, которые не летают, либо возвращать лайнеры и выплачивать неустойку.

Вдобавок к уже принятым санкциям Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) приостановило действие сертификатов, выданных российским авиакомпаниям. Летать без сертификата летной годности запрещает в том числе и Воздушный кодекс России.

Решение проблем

В разговоре с «ВМ» эксперт по авиационному транспорту, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отметил, что имеющихся на складах запчастей хватит для полетов на несколько месяцев. Однако за это время иностранные лизинговые компании, скорее всего, смягчат санкции, а то и вовсе откажутся от них.

— То, что они делают, — это краткосрочное психологическое давление. Трудно поверить, что они действительно хотят забрать свои самолеты назад. Ведь в этом случае их потери будут исчисляться десятками миллиардов долларов. По моим оценкам, минимальная цена находящихся в России лизинговых самолетов — 70 миллиардов долларов, — сказал собеседник «ВМ».

По его словам, в случае возврата самолетов из России европейские лизингодатели перестанут получать платежи, заплатят неустойку нашим компаниям, а затем окажутся в ситуации, при которой им придется продавать возвращенный товар с большим дисконтом. Все это, как полагает эксперт, может привести к банкротству многих компаний:

— Российский авиапарк очень молодой, он состоит из почти новых лайнеров. В пандемию спрос на самолеты и так резко упал, а если предложение еще увеличится, то рынок еще больше перенасытится и цена лизинга упадет. Фактически произойдет обрушение всего мирового лизинга самолетов, а за этим последуют потери продаж Boeing и Airbus. Если на вторичном рынке появятся почти новые самолеты за бесценок, кто же станет покупать у них новые?

По мнению Гусарова, если западные компании все же не отыграют ситуацию назад, отечественные авиаперевозчики вернут самолеты и прибегнут к альтернативной схеме эксплуатации лайнеров:

— Будем брать самолеты в так называемый мокрый лизинг. То есть самолет берется в аренду с техническим обслуживанием владельца в какой-нибудь сторонней стране, например, азиатской или ближневосточной. Это похоже на каршеринг: компания предоставляет самолеты, она же их ремонтирует, обеспечивает запчастями, а мы просто берем, заправляем и летим.

При этом отказ от страхования со стороны западных компаний — наименьшая проблема. Эксперт полагает, что место иностранных страховщиков и перестраховщиков займут российские компании и государства. На это, в частности, указывает решение Банка России, который увеличил уставный капитал своей дочерней структуре — «Российской национальной перестраховочной компании» — с 71 миллиарда до 300 миллиардов рублей.

amp-next-page separator