На этом снимке он поразительно похож на Шаляпина. / Фото: «Вечерняя Москва»

Трубачи. Пропавший оркестр

Общество
Напомним, акцию «Поиск» «ВМ» объявила в октябре 2011 года, в годовщину 70-летия трагического юбилея битвы под Москвой, пытаясь восстановить не только историческую справедливость, но и важную страницу в культурной летописи нашей страны.

Коллектив, созданный в 1937 году известным общественным деятелем того времени, композитором, профессором Московской консерватории Владиславом Блажевичем, просуществовал всего четыре года и стерт из памяти страны. Ушедшие в 1941 году на фронт в составе 6-й дивизии народного ополчения защищать рубежи столицы музыканты были перемолоты в мясорубке «Вяземского котла».

Государственный оркестр Союза ССР был не просто оркестром, а эстетическим, художественным явлением благодаря его создателю Владиславу Блажевичу.

 

ВЛАДИК

Сам Владислав Михайлович и созданный им оркестр — знаковые явления времени, ушедшие вместе со своей эпохой. Он пережил своих музыкантов на полгода — умер в апреле 1942 от рака крови. Фигура Блажевича недооценена. Его жизнь и творчество описаны в паре тоненьких методичек.

Если вглядываться в его биографию, то возникает абсолютное ощущение миссии, которую он вряд ли для себя осознавал как таковую. Он просто шел, ведомый своим даром, любовью к музыке и невероятной гражданской ответственностью. Судьба дворянского ребенка-сироты, оказавшегося в среде простолюдинов, очень похожа на положение духовой музыки в то время. Родственники отдали двенадцатилетнего Владика в полковой оркестр. Там и началась его музыкальная карьера. Он выучился играть на баритоне и тромбоне.

Автор очерка о Блажевиче, его ученик И. Лысенко, когда писал свою работу, встречался с капельмейстером Бакиным, у которого воспитывался Блажевич. Когда Лысенко упомянул имя Владислава Михайловича, старый капельмейстер просиял.

«…глаза этого человека с белыми как лунь волосами загорелись радостью, и речь его наполнилась расспросами о нем (...). О себе Бакин упоминал мало, больше говорил о Блажевиче, называя его Владиком и восхищаясь его скромностью, трудолюбием и музыкальной одаренностью».

«Страстно любя музыку и стремясь получить высшее музыкальное образование, восемнадцатилетним юношей я с большим трудом уехал в Москву», — расскажет спустя много лет о своей дальнейшей судьбе в служебной автобиографии, которая хранится в Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Владислав Михайлович. Он не написал, в чем были сложности переселения в столицу: видимо, не было денег, что он, кстати, также отметит в своей автобиографии: «Борясь с нуждой, без материальной помощи извне я стремился получить образование».

В Москве он устроился вольнонаемным музыкантом в Астраханский гренадерский полк. Параллельно поступил в Московскую консерваторию по классу тромбона к профессору Боргу. В 1905 году он успешно окончил консерваторию в звании свободного художника, а через год по конкурсу стал артистом Большого академического театра, в котором прослужил 22 года. В 1920 году его пригласили преподавать в консерваторию.

«Пережитые в детские и юношеские годы трудности и лишения отразились на формировании замечательных черт характера В. М. Блажевича. Те, кому доводилось общаться с ним, всегда ощущали его скромность и доброту, общительность и готовность оказать помощь ближнему словом и делом», — напишет Лысенко.

 

ОРКЕСТР БЕЗ БАСА ЧТО БОРЩ БЕЗ МЯСА 

Блажевич был словно послан своей эпохе. После революции духовая музыка стала орудием политической агитации: оркестры загремели по всей стране — при заводах, клубах, на субботниках и демонстрациях — для поддержания революционных чувств советских граждан.

Полководцы Фрунзе, Ворошилов, Буденный лично покровительствовали оркестрам Красной армии.

Лысенко отметит, что все это напоминало самодеятельность. Да и в самом жанре дела обстояли не лучшим образом. Блажевич потом напишет: «В дореволюционной России педагоги по духовым инструментам, как правило, были иностранцы: немцы, чехи, итальянцы и др. Они не желали передавать свой опыт другим, боялись конкуренции своих воспитанников и обучали только игре на своем инструменте, не заботясь о будущей преподавательской деятельности учеников».

Известен такой факт: Владислав Блажевич, будучи молодым преподавателем, подошел к одному из своих профессоров с просьбой объяснить метод преподавания и получил ответ: «Каждый молодой педагог должен сам всего добиваться, а не пользоваться чужим трудом!» Тогда Владислав Михайлович создал русскую школу игры на тромбоне и тубе, которая до сих пор является фундаментальной школой игры на этих инструментах во всем мире! Он написал этюды и упражнения для этих инструментов, которые покорили духовой музыкальный мир своей красотой.

В Музее Глинки хранятся письма, где дается оценка методическому и композиторскому вкладу Блажевича. Так, в письме Райхмана к Липаеву из Бостона, датированному 26 января 1929 года, Райхман пишет: «Знаете, я его (Блажевича) считаю очень ценным человеком, т. е. музыкантом в смысле всего того, что он создал для духового инструмента. И его должны ценить не только в России, но и во всем мире, т. к. все, что было создано за последнее время из духовой литературы, почти ничего не стоит в сравнении с тем, что успел написать Блажевич… Америка вообще почти не имеет своей духовой литературы, которая большей частью исходит из Франции и Германии. Но все это как повторение прежнего».

Также известно письмо к Блажевичу некоего музыканта Блоджета из Нью-Йорка с восторженными отзывами об этюдах Владислава Михайловича. Он пишет: «Шесть месяцев тому назад я приобрел ваши этюды для тромбона и сборник с 38 дуэтами. Я имею почти все композиции для тромбона, изданные во Франции, Германии, Италии, но ваши композиции таковы, что я никогда не мечтал, что нечто подобное может быть написано… Мы считаем ваши этюды удивительно прекрасными».

— Каждый тромбонист в мире играет этюды Блажевича, — говорит главный специалист по творчеству Владислава Михайловича в Московской консерватории, доцент, преподаватель кафед ры медных духовых инструментов Михаил Дерюгин. — Что такое для оркестра тромбон и туба? Есть такая поговорка: «Оркестр без баса, что борщ без мяса». Я, как тромбонист, могу сказать, что роль тромбона очень высока, у этого инструмента бешеная энергетика, лучше любого струнного.

Профессор по тубе Московской консерватории Юрий Ларин в свою очередь объясняет вклад Блажевича:

— Тромбон и туба — главные низкие инструменты, которые дают оркестру мощь, фундамент, патетику. Для передачи трагического момента в произведении туба незаменима. Единственный инструмент, который работает без выходных, без проходных, как говорится. Она важна в любом оркестре, не только в духовом.

 

Главный по курантам

Блажевич подвел фундамент под пропаганду духовой музыки. Из-под его руки вышли самоучители для любительских и красноармейских оркестров. Он чутко откликался на все заметные события в СССР.

Марш «Сталинский маршрут» написал в честь беспересадочного перелета советских летчиков Москва — Северный полюс — Северная Америка, а марш «На дрейфующей льдине» — в честь подвига челюскинцев. Родина отвечала Владиславу Михайловичу взаимностью.

— Блажевич в своем деле был очень важной фигурой, — говорит Михаил Дерюгин, — он получал заказы от советского правительства. Был период, когда куранты на Спасской башне играли «Интернационал». Экспертом для их настройки пригласили Блажевича.

Весь его опыт — педагогический, музыкальный, организаторский, личностный — был очень востребован в стране. Также по заказу правительства для поднятия боевого духа советского народа Владислав Михайлович создал в 1937 году свой ГосДух.

 

Дедушку помнят только на словах 

Однажды я шла по рынку, — рассказывает внучка Блажевича Ирина Глуховцева, — и там играл духовой оркестр.

Я спросила у дирижера: «Вам имя Владислава Блажевича что-то говорит?» Он обиделся — дескать, спрашиваете! Я говорю: «Я его внучка!» Музыканты так на меня уставились! Мне стало даже неудобно.

Дедушку абстрактно помнят, знают, но по большому счету до него никому дела нет.

 

МУЗЫКА ЦАРЕЙ И СОЛДАТ

— К духовикам было такое пренебрежительное отношение, дескать, черная кость, — рассказывает председатель Совета ветеранов войны Московской консерватории, трубач, заслуженный работник культуры России Лев Гришкин, — хотя все русские цари начиная с Александра I были духовыми музыкантами. Александр I любил ударные, Николай I и Николай II были трубачами, Александр II — тромбонистом, а Александр III играл на геликоне. Духовая музыка — военная, а царь — военная профессия. Обратная сторона медали: в полковые оркестры набирали беспризорных ребятишек, сирот, отлавливая их по деревням, чуть ли не надевая мешок на голову.

Пройдя путь от воспитанника полкового оркестра до профессора Московской консерватории, Блажевич поднял статус духовой музыки и довел до высокого артистизма. До революции духовой оркестр на сцене было невозможно представить.

 

БАРИТОН

(греч. barytonos — тяжелозвучный) — медный духовой мундштучный инструмент, ведущий начало от сигнальных и почтовых рожков.

amp-next-page separator