«Подойдет не всем»: сможет ли сокращенная рабочая неделя решить проблему занятости в России
Переход на четырехдневный рабочий режим был бы целесообразен для сотрудников офисных предприятий, которые научились работать в период пандемии по принципу гибкого графика. Но такие системы абсолютно неприменимы для крупных промышленных предприятий, которые снабжают рынок продукцией: здесь даже перерыв в один день может привести к большим убыткам. Об этом рассказал в беседе с «Вечерней Москвой» руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России, кандидат экономических наук Константин Добромыслов.
По его словам, предложение сократить количество рабочих дней для сохранения занятости в России может подойти далеко не всем сферам труда. Такой подход нужно внедрять выборочно и с учетом большого количества нюансов:
— Конечно, никто бы не отказался в России работать в сокращенном режиме, если заработная плата при этом сохранится на прежнем уровне. Такие тенденции наблюдались давно в мировом сообществе, в том числе и у нас. И если одна из прежних причин перейти на сокращенный формат была связана с автоматизацией и информатизацией производств, когда лишние руки будут ни к чему, то нынешний переход на четырехдневку может быть вызван как раз желанием сохранить рабочие места, которые могут сокращаться в связи с санкциями, энергетическим переустройством и резким сокращением рынка сбыта, потребления и производства.
По словам эксперта, сегодня в России наблюдается концептуальное переформатирование экономических отношений. И это естественным образом сказывается на рынке труда:
— Например, введение ограничений по приобретению импортных товаров должно приводить не к сокращению рабочих мест, а к увеличению. Потому что эти товары нужно чем-то замещать, соответственно, нужно развивать производство, поэтому в данном случае нужно стратегию строить исходя из того, что у нас может не хватить рук на крупных предприятиях.
Эксперт также отметил, что пока в России не наблюдается тотальной безработицы, на данный момент лишилась заработка индустрия развлечений:
— Кто сегодня потерял по большому счету работу? Блогеры! А они ничего ресурсного не производят. Они не производят штанов, металла, машин или хлеб. Экономика и общество ничего не потеряют, если исчезнут источники фейковой информации, коими блогеры являются.
Формат работы по системе четырех рабочих дней прекрасно можно применить в корпорациях, где действует офисная работа:
— И в период пандемии мы уже научились плавно переходить с одного режима на другой. Но крупным промышленным предприятиям формат работы по системе «четыре рабочих дня» не подходит. В таких местах производство работает беспрерывно, даже если такой формат ввести, то в пятый день тоже нужно найти дополнительных людей, которые закроют смену. Поэтому реализовать соответствующую инициативу на заводах в ближайшем будущем невозможно. В контексте производственной индустрии вопрос с четырехдневкой — это риторический вопрос с большим заделом на будущее.
Объясняется невозможность полномасштабного перехода на тотальную сокращенную неделю разными формами занятости и специфики труда. При этом эксперт уточнил, что при переходе на четырехдневный рабочий график такая форма труда выгодна исключительно для сотрудников, а для работодателя в этом случае нет никаких видимых плюсов, кроме того что придется меньше платить за электричество.
В заключение эксперт добавил, что в глобальном смысле четырехдневка могла бы решить проблему безработицы до внедрения санкций, а при нынешних реалиях нужен подход, при котором все сферы должны работать с двойной силой, а для этого количество кадров нужно увеличить, а не сокращать.
Введение сокращенной рабочей недели может быть одной из мер, которая будет способствовать сохранению рабочих мест на рынке труда. Ранее такое мнение выразил замглавы Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков.