Фото: Рixabay

Стоит ли бояться оспы обезьян

Общество

Оспа обезьян уже несколько недель держится в топе мировых новостей. Медики уверяют, что особых оснований для тревоги нет. Так ли это? «Вечерка» решила разобраться, чего ждать от экзотической африканской заразы.

По состоянию на конец прошлой недели только в Евросоюзе было подтверждено 118 случаев заболевания. Больше всего в Испании (51) и Португалии (37). В общем списке фигурируют также Австралия, Канада, США, Мексика, Израиль, ОАЭ и ряд европейских стран, не входящих в ЕС. При этом рекорд по заболевшим (90 человек) пока удерживает Англия.

В общей сложности больше 20 стран уже столкнулись с этой болезнью. И это — первая странность. Ведь обезьянья оспа (далее ОО) традиционно локализуется на африканском континенте, в «большой мир» ее обычно завозят единичные путешественники, то есть все заканчивается лечением максимум нескольких человек, да еще и не во всякий год. Единственное исключение было разве что в 2003-м (именно тогда, кстати, заболевание впервые покинуло пределы Африки) — ОО вместе с гамбийскими хомяковыми крысами была завезена в США из Ганы. Тогда оспой (ее могут переносить и грызуны) заболел 71 человек. А тут — за несколько недель мая больше 230 случаев чуть ли не по всему миру!

27 мая на спецбрифинге в Женеве руководитель подразделения по пандемическим и эндемическим болезням ВОЗ Сильвия Бриан заявила, что речь идет о «нетипичной ситуации» распространения болезни, а нынешние 200 с лишним случаев могут оказаться лишь «верхушкой айсберга», так как масштабы дальнейшего расползания заразы неясны, «резервуар вируса» неизвестен и пока непонятно, остановится его продвижение или нет.

В свою очередь, эксперт ВОЗ доктор Дэвид Хейманн связал необычное распространение редкого заболевания со «слишком тесными» контактами участников недавних вечеринок, прошедших в ряде стран ЕС.

Похожую версию озвучил и министр здравоохранения Мадридского сообщества Энрике Руис Эскудеро, заявив, что его ведомство изучает связи заболевания с крупным (около 80 тысяч участников) гей-парадом, проходившим на Канарах с 5 по 15 мая, а также с гейсаунами. В Германии заболеваемость также поставили в зависимость от сексуальной активности на рейв-вечеринках. А бельгийский вирусолог Марк ван Ранст заявил, что все случаи заражения вирусом в стране связаны с международным гей-фестивалем Darklands в начале месяца.

При этом до сих пор случаи половой передачи вируса не фиксировались, но было известно, что для заражения необходим тесный контакт с инфицированным, его одеждой, постельным бельем или посудой. Впрочем, большинство заболевших не являются членами одной цепочки заражений, и утверждать, что инфекция поражает исключительно секс-меньшинства, не совсем корректно.

Да, геев среди них хватает, но есть и люди традиционной ориентации, включая женщин, а также дети. И уж точно большинство из них никак не связаны с Африкой. Все это говорит о том, что вирус по какой-то причине принялся самостоятельно распространяться внутри популяции. Возможно, причина в какой-то мутации, но пока ВОЗ не нашла этому доказательств. Тем более что в отличие от РНК-вируса «короны», способного меняться со скоростью погоды в Питере, возбудитель ОО — это ДНК-вирус и на мутации не очень поворотлив.

Специалисты Центра передежки в Яхроме передали четырех яванских макак Саранскому зоопаркуЗаместитель генерального директора АО Мосметрострой Олег Мельников с сыновьями Володей и Колей

Так или иначе, но что-то явно повлияло на его характер, ведь еще в феврале журнал PLOS Neglected Tropical Diseases опубликовал исследование, посвященное тревожному росту числа случаев ОО в Африке.

Статистика анализировалась аж с 1970 года, когда этот вид оспы был впервые выявлен у Homo sapiens — малышей четырех–пяти лет в Конго. В итоге к настоящему моменту количество только зарегистрированных случаев увеличилось как минимум в 10 раз. Причем если раньше ОО чаще всего поражала детей, то теперь добралась и до возраста 21+. Авторы работы связывают такое изменение с прекращением вакцинации от натуральной оспы, ведь она давала определенную (на 85 процентов) перекрестную защиту и от ОО.

С вакцинацией все тоже неоднозначно. С одной стороны, официальные (и не очень) лица от медицины заверяют нас, что от заразы защищены хотя бы те, кому делали когда-то прививку от обычной оспы (напомним, что обязательная вакцинация от нее прекратилась в СССР в 1980–м). То есть это большинство людей 42+, а также некоторые медики и биологи, которым прививку делают в силу специфики занятий. С другой — находятся и такие, которые не решаются делать столь категорически оптимистичных заявлений.

— Во-первых, не доказано, что прививка против черной оспы защищает от ОО на 100 процентов, — говорит Алексей Дейкин, руководитель Центра коллективного пользования Института биологии гена РАН. — Во-вторых, природный очаг ОО находится в Африке, и я совершенно не уверен, что там вовсю использовали нашу прививку и реально проводились исследования о ее влиянии на вирус ОО. В-третьих, прошло слишком много лет. Обычно, когда инфекция есть в окружающей среде, вы, имея прививку, сталкиваетесь с этим патогеном, и вроде как ревакцинация происходит автоматически. А когда патогена вокруг вас нет больше 40 лет, утратить эту иммунную память вполне возможно. Никто же не проверяет нас сегодня, есть у нас остаточные антитела к этой оспе или нет. А без исследования это все голые слова.

Особенно тревожные граждане уже припоминают историю со вспышкой черной оспы, случившейся в Москве в 1959–1960 годах: 53-летний художник-плакатист Алексей Кокорекин, привезший ее из Индии, в детстве был от оспы привит, более того, сделал прививку и непосредственно перед поездкой. Почти наверняка (ввиду обязательности такой вакцинации) были привитые и среди 49 заболевших...

В Роспотребнадзоре уверяют, что России вспышка ОО вряд ли грозит. Но при этом и вакцину в случае чего изготовить есть из чего (колоть ее сейчас всем подряд вряд ли имеет смысл, так как переносится она тяжелее, чем антиковидная). А ГНЦ «Вектор» уже заявил о разработке автономной тест-системы для выявления ОО и ее успешном лабораторном испытании. Применять тест можно будет «у постели больного», причем без опасений перепутать обезьянью заразу с ее родней — корью, краснухой и ветрянкой. Кстати, прививки от последней, которые некоторые ушлые медцентры уже активно начали рекламировать в качестве панацеи от новой напасти, защищают от ОО с тем же успехом, что и фиговый листок…

Продолжая перечислять странности, связанные с внезапной сменой имиджа экзотической болячки, нельзя не упомянуть и о тематическом мероприятии годичной давности. Американский фонд Nuclear Threat Initiative, целью которого декларируется предотвращение катастрофических атак и аварий с применением оружия массового уничтожения, в марте 2021-го провел настольные учения по распространению… да-да, той самой обезьяньей оспы.

Сценарий учений предполагал глобальную смертельную пандемию, которая начинается в вымышленной стране Бринии (население 250 миллионов человек). Виновники — коварные террористы, умыкнувшие опасный штамм с мутациями, которые делают его устойчивым к существующим вакцинам из биолаборатории.

Примечательно, что атака на нее происходит 15 мая 2022 года, а первая вспышка ОО — 5 июня, во время национального праздника, когда безмятежные бринийцы радостно мотаются туда-сюда по стране и миру.

Дальше там вирус распространяется по планете, одни государства закрывают границы, наводят организационный шухер на внутренних территориях и вливают деньги в медицину, другие, недооценив угрозы, относятся к ситуации спустя рукава (первые, конечно, оказываются красавчиками, вторые имеют рост летальной статистики). Параллельно разведка Бринии выясняет, что коррекцией привычного штамма ОО занимался институт вирусологии Арники (население 75 миллионов) — заклятого соседа бринийцев. Вернее, не весь институт, а сочувствующие террористам отщепенцы, с чьей подлой руки вирус распространили на вокзалах и в аэропортах в самый разгар праздника. Итог неправедных трудов — более трех миллиардов заболевших и 270 миллионов умерших. Что называется, уж скорректировали так скорректировали…

Стоит ли искать тут какие-то параллели, покажет, конечно, время, но ковид, помнится, тоже начинался с учений. В сценарии нашумевшего мероприятия Event 201 в октябре 2019 года фигурировали и коронавирус, и летучие мыши, и избирательная смертность населения, и падение мировой экономики на 11 процентов. Ну и кто скажет, что нас не предупреждали?

— Я все же думаю, что в случае с нынешней вспышкой ОО речь идет о стечении обстоятельств, — говорит Алексей Дейкин. — Если выражаться прилично, то при проведении массовых мероприятий были нарушены правила гигиены, в итоге заразились несколько десятков человек, которые тесно проконтактировали с одним или несколькими инфицированными. И дальше это заболевание сильно не пойдет, потому что побывавшие на тех вечеринках наверняка уже сидят дома перепуганные и уж точно ни с кем не обжимаются. Но параллельно, независимо от этой ситуации, естественно, в мире ведутся разработки биологического оружия, и оспа — одна из самых перспективных платформ, на базе которой оно может быть разработано. Естественно, разрабатывают и антидоты.

Зоопарк. / Фото: «Вечерняя Москва»

Те вакцины и лекарства от ОО, которые очень быстро сейчас появились, естественно, делались от натуральной оспы. Просто единственная оспа, которая широко распространена сегодня в мире и при этом ближе всего стоит к черной, поражая человека, — обезьянья. По словам эксперта, привлекательность натуральной оспы для милитаристов всех мастей — в ее летучести.

— Это суперконтагиозное (очень заразное. — «ВМ») заболевание, распространяется легко, сильно смертельно, — поясняет ученый.

Именно поэтому с ней и боролись, именно поэтому искоренили, и именно поэтому существующие штаммы оспы хранятся только в суперзащищенных организациях. Одна коллекция есть в России, одна в США. Проблема в том, что в Штатах есть экстерриториальные биолаборатории, которые могут не подчиняться действующему американскому законодательству, и, соответственно, если там ведутся такие разработки, американцы вроде как и перед своим судом, самым «честным» судом в мире, отвечать не будут. Это примерно то же самое, как экстерриториальные тюрьмы ЦРУ.

Пытать на территории Америки нельзя, но если очень хочется, то можно попытать в Чехии. Америка соблюдает запрет на разработку биооружия, но если его очень хочется поразрабатывать, можно запросто сделать это на территории другой страны. Так что для меня пазл складывается. В прошлогодних учениях, на мой взгляд, тоже нет ничего сенсационного. Если перед тобой как перед стратегом стоит задача придумать сценарий биологической атаки, естественно, ты будешь его придумывать с тем, что хотя бы немного представляет биологическую угрозу. Грабители, планируя нападение на банк, тоже собираются делать это с пистолетом, а не с мухобойкой. Здесь — та же история.

СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Лихорадка, головная и мышечная боль, боли в спине, увеличение лимфатических узлов (обязательно), озноб и усталость, кожные высыпания. Инкубационный период от 5 до 21 дня. Болезнь продолжается две–четыре недели. Коэффициент летальности ноль–десять процентов, при этом большинство случаев смерти приходится на долю более молодых возрастных групп.

КСТАТИ

Многие ученые считают, что вирус натуральной оспы стал причиной гибели индской цивилизации (3300–1300 годах до н. э.) — одной из древнейших, наряду с такими известными, как месопотамская и древнеегипетская.

Из всех трех она занимала наибольшую площадь. Пережив расцвет между 2600–1900 годами до н. э., довольно быстро пришла в упадок. Возможно, впервые оспа появилась именно в долине Инда и там же обрела свои качества смертельной вирусной инфекции.

amp-next-page separator