«Дискуссия только начинается»: что означает выход России из Болонского образовательного процесса
Выход РФ из Болонского образовательного процесса не означает, что учебные программы будут значительно изменены в ближайшее время. При этом из-за непростой политической обстановки возникнут трудности с взаимным признанием дипломов, однако поездки студентов по обмену необязательно исчезнут полностью. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные «Вечерней Москвой».
По словам доктора экономических наук, проректора РАНХиГС Андрея Марголина, для России образование по правилам Болонского процесса осталось в прошлом.
— Подавляющее большинство стран, которые входят в Болонский процесс, сегодня относятся к так называемым недружественным. Поэтому академическая мобильность, связанная с перемещением студентов и преподавателей между странами, достаточно серьезно затруднена, если вообще возможна, — пояснил он.
При этом не все программы по обмену студентами отменены: есть случаи, когда европейские вузы принимают решение о сотрудничестве самостоятельно, отметил Марголин. Действительно, если партнерские отношения были взаимовыгодными, а опыт сотрудничества — позитивным, полностью отказываться от них не имеет смысла, даже несмотря на сложную политическую обстановку, уверен собеседник «ВМ».
Как отметил директор Института лингвистики РГГУ, кандидат филологических наук Игорь Исаев, выход России из Болонского процесса нарушит взаимодействие со студентами и преподавателями из других стран.
— Прежде всего Болонский процесс — это включенность российских университетов в возможность обмена студентами. Предполагалось, что по направлению образования, например, «экономика» наши студенты и студенты из других стран могут поехать друг к другу, перезачтя часть дисциплин, которые входят в общеобразовательную часть. Некоторые университеты еще принимают студентов из России (я знаю, что наши старые чешские связи будто бы работают). Но этот вопрос политический, на него однозначно ответить нельзя. Сейчас вообще рекомендовано воздержаться от поездок за рубеж, поэтому целесообразность студенческих поездок также будет зависеть от того, какой будет политическая повестка на момент начала учебного года, — пояснил собеседник «ВМ».
Исаев уточнил, что Болонский процесс предполагает двухступенчатую систему образования: четыре года — бакалавриат; два года — магистратура; на третьей ступени — трехлетняя аспирантура.
Возможные изменения в российских образовательных программах в связи с выходом из Болонского процесса еще предстоит обсудить, подчеркнул Марголин.
— Дискуссия на тему того, что и как мы будем делать с реформированием бакалавриата и магистратуры, только начинается, и время для окончательных выводов пока не настало. Прием документов в вузы в этом году уже начался, поэтому ждать немедленных изменений не стоит. Очень важно, чтобы такие изменения не оказались формальными, а способствовали повышению качества образования, — отметил он.
Резкие перемены в учебных программах могут привести к тому, что пострадают и преподаватели, и студенты, уверен Исаев. Ранее переход со специалитета (пять лет обучения — прим. «ВМ») на бакалавриат также сопровождался рядом трудностей, однако теперь система образования устаканилась.
По мнению Исаева, если изменения в программах и произойдут, то не раньше следующего лета.
— На все образовательные программы в университетах объявляется набор осенью, поэтому сейчас нельзя их изменить. Ближайшее, о чем мы можем говорить — набор следующего года, но изменить образовательные программы за год очень сложно. Я думаю, что это перспектива следующего лета или через год, поэтому в этом году изменений быть не должно. Иначе это будет просто взрыв мозга, — предупредил собеседник «ВМ».
Как отметил Исаев, с признанием заслуг российских специалистов за рубежом проблем не будет. Однако фактическое признание дипломов будет зависеть от отношений между университетами, уточнил специалист.
Вопрос взаимного признания дипломов России и стран Европы сейчас не стоит на повестке дня, уверен Марголин.
— Сейчас даже самолет министра иностранных дел не пропускают в Сербию, поэтому о признании дипломов как о таковом речи не идет. Европа должна немного прийти в себя и остыть от своей русофобской позиции. Тогда можно будет что-то обсуждать, — резюмировал эксперт.
Все российские образовательные организации исключены из Болонского процесса. Об этом в понедельник, 6 июня, заявил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.
— 11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса. Фактически с учетом того, что наши ректоры, руководители образовательных организаций подписались под обращением Российского союза ректоров о поддержке президента в связи со специальной операцией, то фактически все образовательные организации страны исключены тем самым из Болонского процесса, — заметил он.