Фото: Анна Быкова / Вечерняя Москва

Топ-5 лучших образовательных систем в мире: как учат в разных странах

Общество

Ежегодно аналитики проводят исследования, чтобы выяснить, где самое качественное высшее образование. Как правило, эксперты опираются на такие показатели, как эффективность, доступность и рейтинг ведущих университетов. «Вечерняя Москва» составила список стран, в которых, по мнению экспертов, самые лучшие системы высшего образования.

Финляндия

Финская система образования считается одной из лучших в мире. Сейчас в стране существуют две параллельные системы высшего образования: университеты и политехнические институты. Все учреждения — государственные. Обучение там бесплатное, в том числе и для иностранных студентов.

Преподавание ведется на финском и шведском языках. Кроме того, в рамках некоторых специальностей (например, экономики, педагогики, маркетинга, бизнеса, информационных технологий, дизайна) можно учиться на английском. Для поступления на такие специальности необходимо хорошо владеть языком и предоставить результаты языкового теста TOEFL или IELTS.

Дли зачисления в университет необходимо успешно сдать вступительные экзамены. Они проводятся почти на всех факультетах. Например, в Хельсинкском университете исключение составляют факультеты теологии и сельского и лесного хозяйства. Во время обучения учащиеся получают степени, эквивалентные бакалавру, магистру и доктору наук. Также в Финляндии существует промежуточная ступень между магистром и доктором наук — лиценциат. Ее присваивают через два года после окончания магистратуры.

Политехнические институты дают практические знания и навыки для работы в разных областях. Самые популярные специальности — бизнес, управление, туризм, сфера обслуживания, технологии, здравоохранение. Обучение длится 3,5–4 года. Во время обучения студенты проходят обязательную практику, которая готовит к их к успешной трудовой деятельности сразу после окончания института.

Англия

Высшие учебные заведения Великобритании занимают первые места во всех рейтингах лучших университетов мира. Долгие годы британские университеты показывают высокие стандарты обучения, чем заслужили огромное признание и почет.

Студенты начинают готовиться к поступлению в вузы в двух последних классах школы. Обычно к этом моменту они уже определились с выбором учебного заведения и специальности. Выпускные экзамены из школы A-Level считаются также вступительными в вуз. Требования к оценкам зависят от престижности заведения, конкурса и количества мест. Высшее образование в Великобритании делится на программы бакалавра и магистра.

Образование в Англии платное как для граждан страны, так и для иностранных студентов. Англичане могут учиться в долг, который начинают отдавать после получения диплома и устройства на работу. Главное условие, чтобы минимальная заработная плата была 23 000 фунтов стерлингов в год. В другом случае долг возвращать не нужно.

После окончания школы студенты могут выбрать между университетом, техническим институтом и колледжем. В колледже учащийся получает степень бакалавра. Однако в дальнейшем выпускник не может продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре и MBA.

Технические институты подходят для тех, кто выбрал узкую специализацию. В обычных вузах студенты изучают общеобразовательные предметы в течение двух лет, а в другие годы — профильные. Традиционно в британских университетах учатся 4–5 лет, а на медицинском и архитектурном факультетах — до 7 лет.

Норвегия

Диплом о высшем образовании в Норвегии высоко ценится во всем мире. Высшее образование в стране бесплатное. Однако некоторые частные вузы могут брать плату за обучение. Система научных степеней адаптирована к Болонскому стандарту образования.

Студенты могут получить диплом бакалавра после 3 лет обучения и магистра после 2 лет. Также можно стать доктором наук после 3 лет обучения. Данная система значительно упрощает признание норвежского диплома в других странах. По завершении двухгодичного обучения в государственных университетских колледжах и некоторых частных вузах студент получает степень Hogskolekandidat. Она служит основой для получения степени бакалавра.

Бакалаврская степень присуждается в государственных вузах, университетских колледжах и частных высших учебных заведениях после трех лет обучения. Исключением являются только государственные университетские колледжи искусств. Они присуждают данную степень после четырехлетнего курса.

Магистерская степень присуждается после одного или двух лет обучения. Основанием должна стать независимая исследовательская работа. Учащийся получает докторскую степень после окончания магистратуры.

Вступительные и выпускные экзамены в норвежских вузах принимают по шкале баллов от A (высший балл) до F (низший балл). Минимальный проходной балл — E. На некоторых экзаменах могут ставить «зачет» или «незачет».

США

Высшее образование в США считается лучшим в мире. Диплом можно получить в колледже или университете. После окончания колледжа студент получает степень бакалавра. В вузах можно продолжить обучение в магистратуре или докторантуре. В университетах первые два года студенты изучают общеобразовательную программу, а в дальнейшем выбирают профильные предметы.

В магистратуре существует два типа программ: профессиональная и академическая. Студенты профессиональной магистратуры получают теоретическую базу и практическую подготовку. Академические магистры больше участвуют в научных исследованиях.

В большинстве университетов США нет вступительных испытаний. Стоимость обучения является одной из самых дорогих в мире. Однако конкуренция с каждым годом растет.

Южная Корея

Последние годы высшее образование в Южной Корее высоко ценится по всему миру. Студенты с хорошей успеваемостью получают государственную стипендию, которая закрывает от 30 до 100 процентов от стоимости обучения.

Система высшего образования в Южной Корее состоит из четырех ступеней. Студент может закончить профессиональный колледж и сразу пойти работать. В колледжах срок обучения составляет 2–3 года. В вузах учащиеся могут окончить три ступени: бакалавриат, магистратуру и докторантуру.

Большинство высших учебных заведений в стране частные. Обучение ведется на корейском языке. Отметим, что одна из отличительных особенностей обучения в вузах в данной стране — это очень жесткие правила дисциплины.

Мнение эксперта

В понедельник, 6 июня, замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев заявил о том, что все российские образовательные организации исключены из Болонского процесса. В конце мая в Минобрнауки также заявили о планах отказаться от Болонской системы образования. В ведомстве отметили, что эта система — прожитый этап и страна нуждается в создании собственного подхода к образованию.

По мнению члена комитета по образованию при экспертном совете фракции «Справедливая Россия» Государственной думы РФ Инны Гориславцевой, России не нужно равняться на другие страны, а необходимо строить образовательный процесс исходя из потребностей российских студентов.

— Я считаю, что нет такого понятия, что в какой-то стране есть самая лучшая система образования. Каждая страна выбирает для себя ту форму, которая служит государственным целям и позволяет готовить качественных специалистов. Например, в Европе в вузах учат по Болонской системе образования, а в азиатских странах свои принципы. Но это не значит, что где-то хуже или лучше, — считает эксперт.

Специалист отметила, что в России грядут большие изменения в системе высшего образования. Однако они должны быть взвешенными и продуманными.

— Болонская система позволяла создавать огромное пространство и готовить специалистов для общего рынка труда. Сейчас Россия будет выходить из этих договоренностей. Это не значит, что такой шаг заставит наши вузы отказаться от бакалаврских и магистерских программ. Учебные планы уже готовы и наработаны. Студенты будут учиться по ним и дальше. На мой взгляд, неправильно воспринимать Болонскую систему как разделение учебного процесса на бакалавриат и магистратуру. Там есть много других нюансов, которые предполагали поэтапность образовательного процесса. Министру образования Валерию Фалькову и ректорам предстоит договориться, как действовать дальше. Какие программы нужно оставить как бакалаврские, а какие требуют изменений, — рассказала собеседница «ВМ».

Гориславцева подчеркнула, что некоторые специальности требуют более глубокого изучения и длительного срока обучения.

— Я считаю, что нужно возвращать специалитет для некоторых направлений обучения. Из них убрали часть очень нужных курсов только для того, чтобы соответствовать стандарту Болонской системы. Сейчас есть мнение, что образовательная система в России будет носить характер, который включает в себя два года общих дисциплин и два года специализации, а потом два года магистратуры. Сейчас необходима широкая общественная дискуссия, которая позволит выбрать оптимальное сочетание разных видов образования, чтобы готовить профессиональных специалистов, — подытожила она.

amp-next-page separator