«Наш солдат защищает будущее России»: художник Александр Шилов — о патриотизме, подлинной славе и антиискусстве
Московской государственной картинной галерее народного художника СССР Александра Шилова исполнилось 25 лет. Художник рассказал «Вечерке» об испытаниях, которые преодолел, задачах искусства и своем отношении к спецоперации.
— Александр Максович, в 1996 году вы передали государству более 350 произведений живописи и графики. С этого началась история галереи?
— Да. В том же году вышло постановление Госдумы о ее создании, за ним последовало постановление властей Москвы. 31 мая 1997 года двери галереи открылись для посетителей. В тот день я дал слово, что буду продолжать дарить картины нашему народу. На сегодняшний день я передал в дар стране 1750 произведений. И на этом не останавливаюсь.
— Ваше детство было непростым. Жили бедно, без отца; пришлось бросить школу, чтобы работать грузчиком и помогать матери. Как находили время на творчество?
— Меня тянуло рисовать с детства. Конечно, было тяжело — после работы руки не чувствовали карандаш или кисть, хотелось спать. Но я боролся со сном. Сидел у мольберта минут по сорок, ждал, когда руки перестанут болеть, и приступал. Вечерами рисовал знакомых с натуры. Эти рисунки сейчас выставлены в галерее. Мне за них не стыдно.
Помню, показал их художнику Александру Лактионову, а он меня познакомил с президентом Академии художеств Владимиром Серовым. И Серов сказал, что работу грузчиком надо оставить, а то изуродую руки. Он предложил позировать для его картин за те же 70 рублей, что я получал. И стал учить меня рисовать.
— Вам было 23 года. Как думаете, нынешние двадцатилетние способны на такие жертвы — днем заниматься тяжким физическим трудом, а вечером — творить? Или это уже не нужно, раз можно снять ролик для соцсетей и прославиться?
— Смотря о какой славе речь. Есть скандальная: плюнул на холст, ногой, как хоботом, размазал — привлек внимание! Но если СМИ делают человеку имя, это не значит, что из него сделают художника. А есть другой путь. По нему шли все великие художники прошлого.
Они достигали любви зрителя своим трудом, их творения были нужны людям. Задача искусства — очищать, облагораживать человеческие души. По нему судят, на что способна нация. Вот приезжаешь в Италию, в Ватикан — это же уму непостижимо! Думаешь: это Бог создал или человек? Вот я за то искусство, что не зависит от моды, построено на величайшем исполнительском мастерстве.
Вообще, художник — состояние души. При этом, чем лучше у тебя получается, тем лучше видишь свои недостатки. Это путь тяжелый, добровольный крест. Постоянно нужно совершенствоваться, чтобы суметь взять краски и превратить их в жизнь, заключенную в раме. Одухотворить, чтобы получился бархат, металл, дерево или шелк...
— Вы не раз говорили, что очень любите Италию, у вас с ней особые взаимоотношения. А что такого в этой стране?
— Италия — музей под открытым небом. Когда приезжаю туда, у меня особое состояние. И, думаю, не только у меня, не зря раньше лучших выпускников Императорской академии художеств на шесть лет отправляли туда совершенствовать свое искусство, копируя полотна и скульптуры великих художников. Так, Брюллова отправили на шесть лет, а он остался еще на 15 и написал картину «Последний день Помпеи», прославившую русскую кисть за рубежом. А Иванов написал в Италии «Явление Христа народу». Я езжу туда за вдохновением — для глаз и сердца.
— Но, несмотря на вашу любовь к Италии, вы как-то говорили, что культура в Европе сейчас извращена пропагандой…
— Да, она погибла. То, что там пропагандируют, давно всем надоело — вся эта беспредметная мазня! Например, в музее Помпиду (Национальный центр искусства и культуры в Париже. — «МВ») одна паутина, никто не ходит. Я считаю, что искусство относится к области безопасности страны. Какое искусство, такая и душа человека, а какая душа — такой и народ. Не зря главный контрразведчик Америки Аллен Даллес составил план уничтожения СССР, где предлагал подменить духовные ценности нашего народа всякими измами — и сделать это руками русской интеллигенции. Вот Европа дошла до того, что осталась только на карте, увы. Я любил во Францию ездить, Бельгию, Голландию, где искусство величайшее. Но сейчас стыдно за этих людей, за их деградацию. Пытаются антиискусство даже в Ватикан пропихнуть! Если хотите увидеть «Сикстинскую капеллу» Микеланджело, не сможете дойти до нее по залам, не посмотрев попутно на всякую гадость.
— Над чем вы работаете?
— Я дал себе слово — написать героя спецоперации, нашего российского солдата, который воюет за свободный Донбасс и защищает настоящее и будущее России. Считаю, священный долг с древнейших времен в любой стране мира — защищать Родину. Этим людям памятники надо ставить и воспитывать на их примере молодежь. А не на интернете, «сникерсах» и жвачке! Очень вовремя президент Владимир Путин выдвинул идею о том, чтобы школьники каждый день поднимали флаг России, пели гимн. Нужно спасать Россию, которую хотели и все еще хотят уничтожить. Сейчас время испытаний, и мы должны сплотиться вокруг нашего президента.
ДОСЬЕ
Александр Максович Шилов родился 6 октября 1943 года. Учился в Московском государственном художественном институте имени Сурикова. Народный художник СССР, лауреат премии Ленинского комсомола. Основной жанр творчества — портрет. Герои произведений Шилова — люди разного социального положения, возраста и внешности.
По стопам брата
Всерьез заняться живописью Александра Шилова невольно подтолкнул его младший брат. Он первым поступил в изостудию Дворца пионеров и выиграл Всемирный конкурс рисунка с композицией «Полет на Луну». Тогда люди старшего поколения стали советовать Саше тоже заняться рисованием. Со временем брат забросил живопись, а Александр, напротив, больше никогда не расставался с искусством.
Первая серьезная работа
Портрет «Моя бабушка» Александр Шилов создал уже после института, в 1977 году. Уговорить любимую бабушку позировать для портрета оказалось не так просто — пожилая женщина была очень скромной и долго отказывалась от этой затеи. Но внук объяснял, что хочет изобразить гораздо больше, чем внешность, молодому художнику хотелось передать ее душу, бесконечно добрую, родную, сотканную из труда и самопожертвования. В итоге старушка согласилась надеть свое самое нарядное платье и сесть в кресло. «Когда картина была готова, мой брат подошел ко мне и сказал: «Вот это портрет, который тебе проложит дорогу!» Мне и сейчас за него не стыдно, он здесь, в галерее висит», — рассказывает художник. С портрета бабушки начинается серия работ Шилова, посвященная старшему поколению.
Портрет вождя
Первые шаги к тому, чтобы стать профессиональным портретистом, Шилов сделал, будучи еще подростком. Тогда ему сказали, что настоящий художник — тот, кто может нарисовать портрет вождя. Маленький Саша старательно срисовывал черты Владимира Ленина, Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Была среди этих работ еще одна — карандашный рисунок Иосифа Сталина, который он сделал в 13 лет. Эта работа и сегодня выставлена в галерее.
Визит президента
Александр Шилов с гордостью рассказывает, что Владимир Путин дважды посетил галерею и, увидев Зал Славы, где выставлены портреты воевавших, предложил художнику устроить выставки с ними в городах боевой славы. С тех пор эти картины уже побывали в 19 городах России, в том числе в Воронеже, Курске, Волгограде, Севастополе.