Фото: РИА Новости

Люди скажут свое слово: чем закончится сражение за Донбасс

Общество

Сражение за Донбасс продолжается, но исход его в целом ясен: русский мир победит. Но каково же будущее освобожденных территорий, как сложится их судьба?

Сейчас под контролем Вооруженных сил России, Донецкой и Луганской народных республик находятся почти весь Донбасс, Херсонская область, часть Запорожской, Харьковской и Николаевской областей.

— Фактически Херсонская область — это уже Российская Федерация, — говорит заместитель руководителя военно-гражданской администрации (ВГА) Херсонской области Кирилл Стремоусов.

В магазинах принимают российские деньги, социальные выплаты льготники получают в рублях, фермеры поставляют продукцию в Россию, а с 1 сентября школьники будут учиться по российским учебникам. При этом в очереди за паспортами РФ стоят десятки местных жителей. Но эти территории — все еще не Россия.

Политолог Сергей Мельничук считает, что вхождение Луганской и Донецкой республик в состав РФ должно быть легитимным. Это связано не столько с международным признанием, сколько с соблюдением процедур внутри самой России. По словам эксперта, референдумы на освобожденных территориях позволят подтвердить стремление населения к вхождению в состав нашей федерации.

— Соблюдение процедур демонстрирует жителям этих территорий, остальной России и тех государств, которые не поддержали санкции, что РФ соблюдает международные нормы, — поясняет Мельничук.

По мнению эксперта, шансы на то, что жители освобожденных территорий проголосуют за вхождение в состав России, очень высоки.

— В целом можно сказать, что реакция у людей на освобожденных территориях положительная. Киевским властям не удалось посеять антироссийскую истерию в этих областях — она не прижилась, — считает политолог. — Люди видят, что российские солдаты в ходе боевых действий стремились минимизировать ущерб для гражданского населения, а также то, что на подконтрольных России территориях налаживается стабильная мирная жизнь.

Большинство относится спокойно, у многих существует неподдельный интерес к скорейшей интеграции с Россией. Безусловно, сторонники киевской власти тоже присутствуют, но мы можем наблюдать, что им не удается дестабилизировать ситуацию в регионах.

Схожего мнения придерживается генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Он считает, что референдум на освобожденных территориях необходим.

— Гражданам нужно предложить три варианта будущего: вернуться в состав Украины, стать самостоятельным государством или войти в состав РФ, — говорит он. — Лично я убежден, что победит третий вариант. Ведь в двух первых случаях жители вновь попадут под власть Киева и их просто вырежут. Самый большой ужас для тех же херсонцев — это вернуться «под Киев». У меня в Херсоне живут родственники, я знаю, о чем говорю.

Вместе с тем, как отмечает эксперт, большинство стран итоги референдума, скорее всего, не признает.

— Вообще, все страны, имеющие проблемы на окраинах, формально будут против вхождения в состав России новых территорий. Включая даже Сербию, которая не может официально признать Крым российским, потому что тогда бы Белграду пришлось по той же самой модели отказаться от притязаний на Косово, чего сербы не могут себе позволить. И включая Китай, где есть сепаратистские настроения на Тибете, в Синьцзяне и на Тайване.

По словам Дмитрия Журавлева, международное право сейчас имеет две взаимоисключающие нормы: о праве наций на самоопределение и о нерушимости границ.

— Поэтому Запад, когда ему выгодно, расчленяет Сербию и создает государство Косово. А когда ему невыгодно, вспоминает о нерушимости границ и не признает Крым российским, — говорит эксперт.

Фото: Пресс-служба СК РФ

Вместе с тем, как полагает Журавлев, референдум все равно проводить нужно.

— Ведь есть еще внутренняя легитимизация. Наше российское общество должно понимать, что мы не оккупировали Украину или ее часть, а освободили от нацистов. И люди, живущие на освобожденных территориях, сами захотели стать россиянами, — поясняет он.

Кстати, по словам эксперта, после завершения битвы на Донбассе российским войскам имеет смысл двигаться на юг и заходить в Николаев и Одессу. Это тоже пророссийски настроенные города. А вот Харьков уже под вопросом. За последние восемь лет там сформировалось настоящее нацистское движение, привлекающее в свои ряды прежде всего молодежь.

Политолог Сергей Марков, в свою очередь, уверен, что для организации референдума в Новороссии нужно обеспечить полную безопасность и социальную стабильность.

— У людей должны быть работа и чувство безопасности, поэтому референдум можно проводить не осенью, а позднее, — говорит он.

А кандидат социологических наук, преподаватель МГУ имени Ломоносова Виталий Караев считает, что России крайне важно освободить как можно больше территорий. В идеале — всю Украину.

— Дело в том, что на базе Украины Запад уже давно и сознательно строит анти-Россию. Даже в школьных учебниках пишут, что главный враг Украины — Россия, — рассказывает эксперт. — И чем меньше у Украины останется территорий и населения, тем оставшаяся анти-Россия будет слабее.

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин уверен, что никакой реальной демилитаризации и денацификации на подконтрольных Киеву территориях никогда не произойдет. Не будет у Украины и нейтрального статуса — Запад просто не позволит ей быть таковой.

— Ему нужен верный, кусающий Россию пес. Только для этого Украину и содержат, — говорит Жарихин.

Все опрошенные «Вечеркой» эксперты сходятся во мнении, что наиболее легитимный вариант вхождения освобожденных территорий в состав России — через референдумы. Но вот по поводу их сроков мнения разнятся. Так, глава военно-гражданской администрации Мелитополя Галина Данильченко считает, что проводить голосование нужно как можно быстрее.

— Украинская власть как бы пододвигает сроки проведения референдума. Они условно «помогают» нам, обстреливая приграничные территории, уничтожая продовольственные запасы, не платят гражданам Украины пенсии, — говорит она. — Постараемся подготовиться как можно быстрее и качественнее, потому что у жителей нашего города есть запрос: люди хотят высказать свое мнение, что они связывают свое будущее с Россией. Вопрос только в технической организации проведения референдума, — отмечает Данильченко.

Пока же на освобожденных территориях неспокойно. На прошлой неделе погиб начальник управления молодежи и спорта Херсонской области Дмитрий Савлученко: украинские террористы заминировали его автомобиль.

— В Херсоне ведется очень качественная и действенная работа наших спецслужб. Раскрыты и предотвращены десятки терактов, если не сотни. Практически вся местная сеть вскрыта и нивелирована. Но им же через границу рукой подать. Ходят сюда как к себе домой! Значит, надо границу отодвигать, — говорит писатель Захар Прилепин, который с 2014 года занимается общественной, политической и военной работой на благо Донбасса.

Замглавы херсонской областной ВГА Кирилл Стремоусов согласен с этой точкой зрения: линия фронта проходит всего в 30–40 километрах. Чем быстрее она отодвинется, тем спокойнее станет в регионе, тем быстрее можно будет провести референдум.

СПРАВКА

Референдум в Крыму о вхождении в состав России произошел 16 марта 2014 года. В голосовании приняли участие 89,5 процента зарегистрированных на полуострове избирателей. Причем некоторые из них ради участия в голосовании прилетели из других стран. Около 96,6 процента пришедших на участки крымчан проголосовали за воссоединение с Россией.

amp-next-page separator