Импорт алкоголя рекордно сократился в России. Какое будущее ждет рынок крепких напитков
Импорт крепких алкогольных напитков в Россию сократился за первое полугодие в годовом сравнении на рекордные 34,4 процента — до 32,65 миллиона литров. Такую статистику предоставил «Коммерсантъ». Однако в России уже идет этап замещения ушедшей алкогольной продукции. Об этом в беседе с «Вечерней Москвой» рассказал директор Центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
Кто заменит импортный алкоголь
По его словам, падение импорта однозначно происходит из-за ухода ряда западных компаний с российского рынка.
— Их заставили уйти санкции, которые ввели в первую очередь Евросоюз и США. Сами поставки прекратились уже в апреле — мае. Однако этот алкоголь замещается другой продукцией, — отметил Дробиз.
При этом эксперт назвал данные издания «Коммерсантъ» неточными, поскольку они не включают в себя поступление продукции через Армению, Казахстан и Белоруссию.
— Я думаю, что некоторые операторы импортного рынка смогли как-то перестроить свою логистику. Также падение импорта коньяка в России нельзя назвать высоким в первом полугодии, поскольку поставки алкогольной продукции нарастили армянские производители. Поэтому в РФ рынок импортного коньяка не в минусе, а в плюсе по итогам первых шести месяцев. В любом случае часть какой-то алкогольной продукции поступает все равно по импорту из стран ЕАЭС. При этом в этом году темпы пришлось явно нарастить в силу наличия антироссийских санкций, — пояснил Дробиз.
В качестве альтернативы для ушедших алкогольных брендов, по мнению эксперта, подойдет коньячная продукция.
— Прежде всего ушедшие с рынка продукты замещаются коньяками. В частности, армянскими, грузинскими и российскими. Кроме того, они замещаются отечественными ликеро-водочными изделиями, а также горькими настойками, — пояснил Дробиз.
Кого ожидают трудности
Говоря о трудностях, Дробиз в первую очередь отметил трудное положение российских рестораторов.
— Больше всего, конечно, жалуются рестораторы, несмотря на то что они продают всего три–четыре процента алкоголя от общего объема, ввезенного в Россию. Но из-за того что рестораторы продают алкоголь с огромной наценкой в 300–400 процентов, то и теряют денег они, соответственно, больше. Напомню, что алкоголь в ресторанах составляет примерно 40–50 процентов потери оборота. Для них потеря импортных брендов, конечно, очень серьезное испытание, — заявил эксперт.
Однако он считает, что у российского рынка есть возможности для поиска подходящей продукции.
— Все как-то выкручиваются. Я не вижу на улицах России плачущих в связи с уходом их любимого вида виски. Так или иначе, но произошедшая трагедия касается только 10 процентов потребителей алкоголя в России, употреблявших импортную алкогольную продукцию. Для 90 процентов жителей страны по большему счету данная проблема не имеет значения, — объяснил специалист.
При этом Дробиз уверен, что отечественные магазины не пострадают от потери западного алкоголя.
— Все полки чем-то будут заполнены. Не будет западной продукции, значит, на ее месте будет что-то стоять другое. И на столах россиян тоже будет стоять другой алкоголь. У нас никто никогда не бросит пить или выпивать по той причине, что с рынка исчез его любимый бренд. Россиянин просто перейдет на другую продукцию, — разъяснил он.
Также эксперт добавил, что на легальном рынке количество контрафактной продукции не увеличится, при этом на нелегальный рынок данная ситуация также не влияет. Однако Дробиз предположил, что количество такого алкоголя может увеличиться в интернете.