Шамиль Тарпищев - теннисист, тренер, деятель советского и российского спорта. Президент Федерации тенниса России / Фото: Скриншот с видео Первого канала

Шамиль Тарпищев: Россия, к сожалению, находится в коридоре большой буферной зоны

Спорт
На Олимпиаде и в Международном олимпийском комитете права и судьба наших спортсменов и российского спорта, можно сказать, находятся в руках президента федерации тенниса России, члена МОК от России Шамиля Тартищева, который на сегодня единственный представить страны с голосом.

Ему и слово.

- К сожалению, надо сказать, что наша вина была изначально в нарушении общих правил Игр,  потом уже вмешалась политика. О каких-то исключениях из МОК мы не можем говорить, меня выбрали в 1994 году и сейчас мои полномочия продлены до 2025 года, комиссию спортсменов представляет Елена Исинбаева, Виталий Смирнов вышел по возрасту, но остается почетным членом МОК с большим влиянием – это большое подспорье, временно приостановлены лишь полномочия Жукова, у Александра Попова просто закончился срок.

В своем представительстве в Международном олимпийском комитете мы потеряли многое, когда развалился Советский союз. Это 16-18 голосов. Вторая потеря заключается в международных федерациях, президенты которых имеют право быть членами МОК лишь в редких случаях до истечения их полномочий. Все это оказало существенное влияние в отношении МОК к России.

Если говорить об участии наших спортсменов на Олимпиаде, то комиссия Шмида теоретически могла признать участие государства в делах общественных организаций и вообще не допустить никого до Олимпиады, но было принято решение, что участие принимала группа лиц, а не государство, и мы поехали - это тоже достояние, а не позор МОК, как многие говорят.

В допинговом деле в отношении России во всеобщей обстановке присутствует политический аспект, и это нельзя отрицать. Сейчас спорт вообще стал политизирован, и он воспринимается как имидж страны со всеми национальными составляющими.

У МОК нет подсчета командных очков и так далее. Но упразднять гимны стран, флаги и всех ставить под олимпийский флаг – это тоже уже неправильно, мы уже этот этап давно перешагнули. Национальная идея все равно поощряет командный дух, что важно, тем более, когда много командных соревнований. Ну и это, как-никак, показатель развития спортивного движения и благополучия страны, у спортсменов должно быть лицо. И если спортивный патриотизм перерастает в откровенный шовинизм, то здесь мы также увидим отсутствие определенной культуры, как и с допингом. Все это должно воспитываться с малых лет.

Я и согласен с тем, что слова о спорте вне политики - это лицемере, она есть, будет, никуда не денешься, люди все не могут быть честными. Но это с одной стороны, с другой стороны - исторически сложилось так, что любые Олимпийские игры предотвращают войны, прекращают боевые действия во всем мире, наступает перемирие. Международный олимпийский комитет - крупнейшая общественная организация. Она является, наверное, одной из самых могущественных среди других структур. Конечно, она состоит из людей со своими пристрастиями и антипатиями, но и отрицать тот факт, что МОК объединяет все страны мира – нельзя. Вы только представьте, что нет Олимпиады…

Когда люди говорили о бойкоте Игр, то у меня складывалось ощущение, что 90% выступающих просто хотят показать себя как патриотов, но не понимают сути проблемы и не занимаются спортом. Делать в ущерб самим себе и спортсменам летних видов – ну это неприемлемо.

Когда МОК дает объяснение не допущенным спортсменам «по совокупности обстоятельств, не связанных с допингом», разбираясь, что это значит, можно в дебри уйти. Я точно понимаю, что вопрос с допингом – это вопрос общей культуры. Когда мы уничтожаем пробирки по Сочи за три дня до приезда комиссии, почему до сих пор спортсмены продолжают пить то, что им дает тренер, почему в Оренбурге и Иркутске снимаются со старта почти все легкоатлеты после новостей, что их будут проверять?! Мы сами даем повод.

На западе ни один спортсмен не будет пить ничего со стороны, от тренера в том числе, он должен знать, что и почему он пьет. У нас такого нет. Сейчас мы должны думать, как нам бороться с допингом, и думать о следующей Олимпиаде. Мир же будет ждать, где мы провалимся, а этот процесс не одного дня, должна быть выстроена образовательная система, культура из школ должна родиться.

Действия МОК можно расценивать как толчок для решения допинговых проблем. Подчеркну, что они могли бы вообще нас не допустить, такие примеры были с провинившимися странами. Со многими вещами можно спорить: с докладом Макларена, что выдал Родченков и почему доселе считаются с его мнением, не обследуют его психическое состояние и т.д. Но, например, случается обратная картина: спортсмены допускаются, а Родченков тут же выдает, что этот спортсмен «грязный», и что делать МОКу дальше?

Получилась большая буферная зона для рассуждений с обеих сторон без четкой, узкой канвы, что ты можешь, а что нет, отсюда сыр-бор компетентности и некомпетентности в выступлениях, разноголосица, зачастую которая не является объективной. Мы в этом коридоре, к сожалению, находимся, - рассказал Шамиль Тарпищев в программе «Познер».

amp-next-page separator