Тихоновы. Отец. Сын. Внук. Победная хоккейная семья по фамилии и судьбе

Спорт
13 августа стартует хоккейный сезон: в престижном Кубке мэра Москвы участвуют все три главные столичные команды — «Динамо», «Спартак» и ЦСКА, которому отдал лучшие годы жизни великий тренер Виктор Тихонов. Его сын Василий также успел потренировать армейцев и внести свою лепту в укрепление славы как отечественного хоккея, так и своей фамилии. Сегодня семейное хоккейное знамя держит в своих руках внук легендарного тренера — Виктор Тихонов-младший.

В одном из издательств только что вышла книга за авторством вдовы великого тренера Татьяны Васильевны. В нынешнем году самому старшему из Тихоновых исполнилось бы 85 лет. Этот материал — личные впечатления автора, которые сложились по итогам встреч и бесед с этой семьей.

ОТЕЦ. ПУТЬ К ПРИЗНАНИЮ НАЧАЛСЯ С ПРАГИ

Легендарного Виктора Васильевича Тихонова я видел плачущим всего лишь дважды. Один раз по ТВ и один раз в реальной жизни. Второй раз это было на похоронах сына Василия, который трагически погиб 7 августа 2013 года. Но к этому мы еще вернемся… А первый раз плачущего Тихонова увидела вся страна весной 1978 года, когда в Праге, в решающем матче с командой Чехословакии, он взял первый титул чемпиона мира со сборной СССР. Тогда хозяева турнира стремились во что бы то ни стало взять золото.

Во-первых, они и так два года подряд становились сильнейшими на планете, отодвинув нашу команду на вторые роли, а во-вторых (а скорее всего, во-первых), было 10-летие «пражской весны» и матчи между ЧССР и СССР носили далеко не только спортивный характер. И перед решающей встречей чехословаки были впереди по очкам, и мы должны были их не просто побеждать, а с разницей не менее чем в две шайбы. Выиграть по заказу, да еще с нужным счетом, да еще у хозяев, да еще у действующих чемпионов, да еще в своем дебютном чемпионате мира — это было сродни подвигу. Спортивному, конечно, но подвигу.

Прекрасно помню, когда в третьем периоде капитан чехов Иван Глинка забросил шайбу в ворота Третьяка и сделал счет — 1:3, публика завелась так, что заглушала комментатора Николая Озерова. Отчетливо было слышно скандирование: «Еще еден!» Оно не требовало перевода.

Но наша команда выстояла.

Вот тогда «железный» Тихонов и заплакал. Это были слезы счастья...

ВАСИЛИЙ СТАЛИН И ЮРИЙ АНДРОПОВ

В судьбе будущего мэтра решающую роль сыграли сильные мира сего. В 1949 году девятнадцатилетний Тихонов играл в футбол за московский «Буревестник». И на него положили глаз динамовцы. Но буквально за считаные часы перед тем, как отправиться в стан команды, которую курировал Лаврентий Берия, в коммунальную квартиру к Тихонову пришли два офицера со знаками различия ВВС и сказали, что ему необходимо быть вечером в раздевалке футбольной команды летчиков на стадионе «Динамо».

В раздевалке и состоялась встреча с Василием Сталиным. Он посмотрел на Тихонова и сказал всего три слова: хороший молодой человек. Это значило, что Виктор был принят в ВВС.

В составе «летчиков» Тихонов стал трехкратным чемпионом СССР, а затем, вернувшись в «Динамо», выиграл еще один титул.

Тихонов-старший долгие годы был капитаном столичного «Динамо», играл во второй сборной СССР и был правой рукой самого Аркадия Чернышева, который во время отъезда в сборную оставлял именно своего капитана вместо себя. Затем пригласил в помощники, а еще спустя пять лет благословил на самостоятельную работу в Риге.

В столице Латвии он и начал внедрять свои идеи (например, интенсивный тренировочный процесс и игру в четыре звена, которая позволяет поддерживать высокий темп на протяжении всей игры).

И за пять лет довел аутсайдера второй лиги до высшей лиги, а еще через три года до четвертого места. А затем, спустя почти тридцать лет, его судьба вновь решилась в высоких кабинетах.

Слово самому Тихонову.

— Пригласил председатель Спорткомитета СССР Сергей Павлов и сказал, что есть мнение назначить меня главным тренером сборной и этот вопрос согласован наверху, то есть в ЦК КПСС. Новость и рижане приняли восторженно, поскольку в тот момент все думали, что я параллельно буду работать и в Риге. Но позднее мне позвонили из ЦСКА и предложили приехать в Москву к председателю спортклуба Министерства обороны СССР Николаю Шашкову. Я понимал, зачем меня вызывают, и решил, что сразу скажу «нет». Но Шашков сказал, что меня ждут на Лубянке, но не уточнил, к кому вызывают.

— То есть встреча с Андроповым была неожиданной?

— Абсолютно!

Приехали, входим в длинный кабинет, в конце стол. Андропов навстречу идет, поздоровался. Он сказал, что вызвал по поручению Генерального секретаря ЦК КПСС, который дал распоряжение, чтобы я принял ЦСКА.

И тут же уточнил — это прямое указание. Я попытался отказаться. И Андропов тогда не стал настаивать.

— Он что, собирался не выполнить указание генсека?

— Андропов, скорее всего, дал мне время спокойно все осмыслить. Когда снова попал к нему на прием, он подчеркнул, что ему понравилась моя убежденность: «это позволяет говорить о том, что справишься». При мне Андропову позвонил секретарь ЦК Зимянин. Председатель КГБ специально включил громкую связь и сказал: у меня Виктор Васильевич сидит, не хочет принимать ЦСКА. Тогда Зимянин заметил: а ты скажи ему, что в твоем доме не принято отказываться.

Поразило, что Юрий Владимирович имел полную информацию. Он знал, что в ЦСКА не только прекрасные игроки, но и то, что в команде упала дисциплина. Сказал: вы получаете свободу действий.

Мало, наверное, кто помнит, что первый блин в сборной вышел комом. На турнире на приз «Известий» в декабре 1977 года сборная СССР была разгромлена чехословаками со счетом 8:3! Поэтому и была так нужна спустя несколько месяцев эта победа в Праге. Поэтому и были эти слезы счастья.

ВРЕМЯ ДОКАЗАЛО ЕГО ПРАВОТУ

После «золотой» Праги пошли полтора десятка почти одних триумфов и успехов. Но и в этот период Тихонов подавал заявление об уходе. Это случилось после оглушительной осечки в олимпийском Лейк-Плэсиде 1980 года, когда «красная машина» Тихонова уступила команде США, составленной из студентов.

Но Виктора Васильевича поддержали не только в высоких кабинетах, но и молодые тогда Сергей Макаров и Вячеслав Фетисов. Это потом, на исходе 80-х, ведущие игроки стали говорить о ненужных длительных сборах, о порочной армейской системе… Но забывчивость ни к чему. Вспомним время, когда в ЦСКА офицерские звания присваивали. К Тихонову подходили игроки и говорили: «Виктор Васильевич, а скоро ли мне присвоят звание капитана, майора?». Значит, хотели. И деньги получали дополнительные. А потом, когда ситуация изменилась, те же люди на каждом углу кричали: «Да на хрен она мне нужна, эта армия!» Самое интересное, критикуя Тихонова, забывалось, что сам тренер ничего не решал.

Все зависело от Министерства обороны (для хоккеистов ЦСКА) и ЦК КПСС.

— Некоторые хоккеисты говорили, что сидели на сборах по 12 месяцев, — рассказывал Виктор Васильевич годы спустя. — Странно, что они забыли про отпуск, который длился полтора месяца. Они не были оторваны от повседневной жизни. Команда встречалась с известными артистами, например, у нас в гостях бывали Иосиф Кобзон, Геннадий Хазанов, Георгий Вицин. Мы бывали на спектаклях в «Современнике», причем с игроками находились и их жены, подруги. Кроме того, у хоккеистов было просто классное питание, они имели автомашины, квартиры, зарплаты повыше, чем у директоров предприятий. Плюс всенародное признание. Помню, одна старушка, увидев Фетисова, на колени перед ним встала...

Время доказало правоту великого тренера. И в Ледовый дворец спорта ЦСКА на похороны Виктора Васильевича 24 ноября 2014 года пришли практически все... Потому что уходил не просто великий тренер и человек, а уходили ЭПОХА и СИСТЕМА, в которой мы добивались успеха, и к которой пытаемся вернуться. В большом спорте уж точно.

СЫН. ПРОФЕССИОНАЛ, УШЕДШИЙ НА ВЗЛЕТЕ

Василий Тихонов всю жизнь оставался в тени своего легендарного отца. Хотя Виктор Васильевич прямо утверждал, что Василий как тренер сильнее его.

Он во многом другой. В отличие от отца был не только фанатом хоккея, а интересовался и другими сторонами жизни. Был человеком мира. Судите сами: юные и молодые годы прошли в Риге, в городе, который был, скажем так, не совсем похож на другие города СССР. Затем его пригласили в Финляндию, в городок Пори. На серьезную работу, главным тренером. Но поначалу он поехал туда один.

И поскольку, несмотря на иное мышление, взял тихоновскую основательность, то дал этому поступку логичное объяснение.

— Мне нельзя было слышать русскую речь. Ездил в автомобиле всегда с включенным радио. Задача была — выучить десять слов в день. Где-то прочитал: если 500 выучишь — сможешь объясняться. Финны любят, когда иностранцы учат их язык — никто в Европе, кроме шведов, их понять не в состоянии. Язык сложный, но я освоил.

А еще он часами мог говорить об оружии, которое он коллекционировал. Считал это предметом своей гордости.

— Предпочитаю французское оружие 1840-х годов. У меня есть очень любопытные экземпляры. Например, шесть маузеров. У двух — позолоченные курки. Выпустили такие маузеры в 30-е годы как подарочный вариант. Их всего 300 штук, два — у меня.

Интересно человек жил. Красиво. Можно сказать, вкусно. И к советам отца своего не всегда прислушивался. Но именно упрямством в хорошем смысле этого слова, стремлением идти своим путем, доказать свои идеи он и напоминал Виктора Васильевича. Он мог, например, на пару-тройку лет прервать карьеру, чтобы заниматься индивидуально со своим сыном Виктором, помогая тому закрепиться в НХЛ. Для этого ушел с хорошего поста из клуба в США. Хотя стал первым европейцем, который возглавил команду одной из молодежных лиг в Канзасе. Его уговаривали остаться, намекали, что такого шанса может дальше не быть. Но он ушел. И вернулся к тренерской работе только тогда, когда понял, что Виктор Тихонов-младший окреп. И не только в хоккее.

Когда стало нужно, Василий Викторович бросил «теплое» место в Европе и приехал к отцу, в ЦСКА, когда клуб переживал ужасные времена.

И несколько лет работал рядом, плечом к плечу с ним. В роли второго тренера, не помышляя ни о чем другом. Это тоже было по-тихоновски. Раз надо, значит, надо.

И ведь погиб тоже потому, что решил отстаивать справедливость так, как он ее понимал.

По словам жильцов дома на Новом Арбате, 23, Василий Викторович (его квартира находится на 4-м этаже) с самого начала был недоволен ремонтными работами в доме.

Накануне трагедии Василий Викторович ночью открыл окно кухни и принялся ножом резать досаждавшую ему сетку. Он разрезал уже несколько метров, но сделал неосторожное движение и вывалился из окна. Отметая все домыслы, отметим, что был он совершенно трезв.

Вот тогда, как было уже сказано, довелось увидеть, как Виктор Васильевич Тихонов плачет во второй раз. На этот раз навзрыд от горя. На похоронах. И сдал сразу и резко...

Но даже когда он лег в госпиталь Бурденко и начали приходить вести одна хуже другой, большинство не сомневалось: он выкарабкается. И победит в очередной раз. У Тихонова по-иному не бывает. Но, видимо, настала пора уйти.

К сыну. Тренерский тандем оказался нужнее в другом мире. Видимо, внутренне было сказано себе: «Теперь можно. Отдал всего себя и везде без остатка».

ВНУК. ПОЛНЫЙ ТЕЗКА

Видеоролик, где форвард сборной России Виктор Тихонов в чемпионской раздевалке в мае 2014 года надел на шею своему деду и полному тезке золотую медаль мирового первенства, обошел весь мир. Его крутили несколько дней и комментировали на десятках языках. Два победителя, два Виктора, обнялись.

— Это и твоя победа, дед! — сказал лучший бомбардир мирового чемпионата-2014.

Символично смотрелось. Как передача эстафеты. Такой сценарий не придумаешь и не напишешь. Ведь внук продолжил пополнять золотую коллекцию легендарной хоккейной династии.

— Был обречен связать свою жизнь с хоккеем,— рассказывает Тихонов-младший. — Коньки мне подарил дед. В два года. Доходило до того, что я в них ложился спать.

Об отце своем хоккеист сборной России говорит не только с восторгом и теплотой, но и с незатихающей болью.

— В Америке у нас был гараж на две машины, — продолжает рассказ Виктор. — На месте второй машины отец решил оборудовать хоккейную зону. Положил на пол покрытие для роликового хоккея, поставил ворота, натянул за воротами сетку, чтобы мы не пробили стену гаража. Так у нас появилось место для отработки бросков, обводки. В следующие два-три года я ежедневно занимался в этом гараже, помимо основных тренировок.

Вернувшись 13-летним в Москву и начав играть за юниоров ЦСКА, Тихонов много забивал, но не все радовались.

— Говорили, что я блатной, получаю много игрового времени только из-за фамилии. Когда тебе 15 лет, тяжеловато слушать такие разговоры.

Нежелание больше слышать об этом стало одной из причин того, почему Виктор так и не сыграл за взрослый ЦСКА, где его дед тогда был президентом: он решил пробиваться через череповецкую «Северсталь», откуда и уехал за океан. И кто скажет, что характер не тихоновский? Человек не захотел быть только внуком или сыном знаменитых людей, а решил показать, что он сам многого стоит. Фамилия обязывает.

— Все, что у меня есть, — благодаря труду, который отец вложил в меня. А когда его не стало, то дед его заменил, — подчеркивает хоккеист.

После чемпионата мира-2014 в следующем 2015 году Виктор Тихонов-младший выиграл вместе с питерским клубом Кубок Гагарина — самый престижный российский трофей. Чемпионат мира в честь отца, нынешний Кубок — в честь деда. И не стал продлевать контракт с питерским клубом, хотя там, пожалуй, лучшие в стране игроки и условия. Но Виктор снова попытается закрепиться в НХЛ — самой сильной лиге мира.

— В России я выиграл все. И не буду чувствовать себя удовлетворенным, если не проверю себя серьезно там.

И это тоже по-тихоновски. Показать там, за океаном, что победные традиции отечественной школы живы. На днях Тихонов-младший подписал контракт с «Чикаго» — действующим обладателем Кубка Стэнли.

А недавно на коньки встал двухлетний Лев Тихонов. Сын и правнук Виктора. Внук Василия. А значит, победная династия будет продолжена.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Кожевников, двукратный олимпийский чемпион:

- Конечно, больше всех из династии я общался и работал с Виктором Васильевичем-старшим. Многие в свое время говорили, что он был диктатором и все соки выжимал! Да не было этого! Он был требовательным, но объективным. Причем и обвинения в том, что он брал в сборную команду только «своих» из ЦСКА, — бред. Я никогда за армейцев не играл, много им забивал. Но на Олимпиады он меня брал, даже когда после травмы не до конца форму набрал. Так что ничего, кроме восхищения и уважения к нему, выразить не могу. Его сына Василия знал не очень хорошо, просто здоровались. Но те, кто его знал близко, отзываются только положительно. Ну а внук Виктор уже титулы как игрок выиграл. Резкий нападающий, хороший. Желаю ему стабильности побольше и успехов.

Олег Знарок, главный тренер сборной России:

- Я сам много лет играл в Риге, тренировал в Латвии. Как игрок работал под руководством Владимира Владимировича Юрзинова, который полтора десятка лет работал с Виктором Васильевичем в тандеме в сборной. И сын Василий тоже нас тренировал. Так что методики у них сходные. Тем более что Виктор Васильевич частенько приезжал, смотрел, советы давал. И мне, когда я тренировать начал, тоже. Можно сказать, что Виктор Васильевич задал систему, а мы ее развиваем. Ну а его внук — один из моих любимых хоккеистов. В 2014 году, когда мы чемпионами стали, Виктор лучшим снайпером стал. Парень два тяжелых жизненных удара получил: сначала отца потерял, затем деда… Но хоккеист он хороший и мужчина с характером.

ОБ АВТОРЕ

Олег Говоров - редактор отдела спецпроектов. Знает и любит спорт и людей из мира спорта. Обожает литературу и историю.

amp-next-page separator