Идет экскурсия школьников, а до конца года при поддержке правительства Москвы, Роснано и МГУ на «Свободе» откроется бизнес-инкубатор, где студенты профильных вузов совместно с учеными фабрики сами смогут создавать новые косметические продукты.

Русские корни «Шанель № 5» фабрики «Свобода»

Технологии

Молодежь со всего города часто наведывается на модную культурную площадку «Флакон» (бывший Хрустальный завод им. Калинина), а вот о том, что по другую сторону Дмитровского шоссе находится действующее производство с очень интересной историей, многие не в курсе.

Фабрика грез

В этом году ОАО «Свобода» отмечает свое 170-летие. Но в далеком 1843-м такого названия еще и в помине не было.

— Первое в Российской империи парфюмерное производство (из которого впоследствии и выросла современная фабрика) организовали французы, — рассказывает руководитель службы по связям с общественностью предприятия Владимир Мироненко. — В том числе среди основателей числятся потомки солдат Наполеоновской армии, осевшие здесь после войны 1812 года.

В 1855 году предприятию присвоили статус поставщиков Двора Его Императорского Величества. Духи, одеколоны, помаду, пудру московского товарищества «А. Ралле и Ко» закупали 12 стран. В то время как в ассортименте известной парижской фирмы «Е. Пино» значилось 80 наименований духов, их российские конкуренты производили 700 (!) видов парфюмерных композиций. С 1907 года главным парфюмером был назначен будущий гений ароматических композиций «Шанель» Эрнест Бо, сын руководителя компании Эдуарда Бо.

«Сладкую жизнь» прервала революция. Бо эмигрировал во Францию. Предприятие было национализировано.

Фабрику переименовали в «Государственный мыловаренный завод № 4», а в 1922-м появилось уже полноценное название «Государственная мыльно-косметическая фабрика «Свобода».

Вклад в победу и космос

В годы Великой Отечественной рабочие «Свободы» вдобавок к мылу и дусту поставляли на фронт взрывчатые вещества, глицерин для авиации, горючие смеси, гильзы… Во внутреннем дворике фабрики сегодня есть стела с именами солдат — сотрудников «Свободы», погибших на поле боя.

…После победы «Свобода» пережила новый научный взлет.

В местной лаборатории разрабатывались формулы кремов, мыла, зубных паст. Тубы для еды, которые «летали» в космос с нашими космонавтами, также продукт фабрики. Еще один «космический заказ» — паста «Жемчуг», созданная специально для укрепления зубной эмали людей, испытывающих серьезные воздействия на здоровье.

Сегодня ОАО «Свобода» выпускает 13 тысяч тонн мыла и 120 миллионов штук косметических изделий (шампунь, кремы, бальзамы) в год. Право открыть «День без турникетов» и первыми посетить производственные цеха руководство фабрики доверило ученикам 694-й школы Москвы: с советских времен предприятие шефствовало над школой, здесь росли его кадры, а сегодня в 694-й есть большой музей истории ОАО «Свобода».

Наши кремы не хуже

Бахилы, халаты, шапочки — и вот мы в «сердце» фабрики.

Главный технолог Лариса Самсонова напоминает гостям богатую историю: — И в Средневековой Европе, где мылись всего два раза в жизни — при рождении и при смерти, — помазаться любили, — шутит наш гид. Но если первые кремы были очень тяжелыми и жирными, воски могли забивать поры кожи, то в XX веке свершилась косметическая революция с изобретением легкой водомасляной эмульсии. Сегодня на ее основе создают многофункциональные кремы, которые не только увлажняют кожу, но и защищают от специфических воздействий.

В отличие от питательных масок, которые москвички могут готовить дома, смешивая несколько продуктов, на производстве кремы… варят.

— В каждом креме 15–25 компонентов: вода, масла, глицерин, жиры, — рассказывает Лариса Самсонова. — А всего у нас до 300 наименований сырья. Ингредиенты насосами подаются в специальные реакторы с тремя видами мешалок, где нагреваются под давлением до 70–80 градусов, пока не появится однородная эмульсия. Потом смесь охлаждается, и мы добавляем в нее экстракты трав, витамины, наконец, отдушку, чтобы крем мог долго храниться. Весь процесс варки занимает 2–4 часа, а потом его относят на анализ, где проверяют консистенцию, запах, кислотность.

Жесткий контроль качества — неотъемлемая часть производства.

В неформальной беседе с технологами мы выясняем, что дорогие разрекламированные западные кремы немногим превосходят наши образцы («ультрасовременные» компоненты там в микроскопических дозах), а значит, вполне можно экономить, покупая отечественного производителя. В качестве отличного ухода в холодную погоду рекомендуют питательные кремы «Люкс», «Вечер» и «Янтарь», а звание «самого натурального» присудили детскому крему «Тик-так».

На мыловаренном производстве трудный для новичка запах — тут варят смесь с говяжьими, свиными жирами (про бездомных кошек и собак — это, как уверяет нас технолог Владимир Прохоров, уличная страшилка), пальмовое, кокосовое масло. Здесь безостановочное производство — постоянно поступает новое сырье, а готовая масса идет на сушилки. Наш фаворит в местном ассортименте — детское мыло серии «Я и мама», без отдушек, только с натуральными компонентами.

Третье крупное производство фабрики, которое мы посещаем, занимается изготовлением зубных паст. Здесь все пропитано ментолом и сразу чувствуешь себя бодро, как после утреннего душа. Особенно востребованная сегодня серия — «Пародонтол».

Кстати, часть зубных паст Procter & Gamble также производится с использованием мощностей ОАО «Свобода».

Завершилась экскурсия знакомством с научным центром, куда входят экспериментальные лаборатории по производству мыла, средств по уходу за волосами (краски, бальзамы). При фабрике есть фирменный магазин, но школьники получили сувенирные наборы и остались довольны.

amp-next-page separator