Вид на Кунсткамеру с Невы / Фото: wikipedia.org

Сокровища Кунсткамеры: 5 интересных фактов из истории первого русского музея

Технологии
300 лет назад, 31 января 1714 года, Пётр Первый основал первый русский музей - знаменитую Кунсткамеру.

Во время "Великого посольства" в 1697-1698 годах, путешествуя по крупным городам Голландии и Англии, Пётр изучал не только моду и флот, но и быт. В богатых домах он заметил кабинеты "кунштов", то есть чудес. Император страшно заинтересовался этим новшеством и решил собрать у себя подобную коллекцию. Сначала под новое увлечение был отведён отдельный "государев кабинет". Экспонаты для него Пётр закупал и целыми коллекциями, и отдельными вещами. Про само здание Кунсткамеры есть легенда: однажды император прогуливался по Васильевскому острову и увидел две странных сосны. Они росли настолько близко, что ветви вросли в ствол. Петру настолько это понравилось, что он велел выпилить самый интересный фрагмент, а на месте сосен построить музей редкостей.

Император подошёл к своему увлечению с поистине русским размахом. В 1718 году он подписал указ, в котором говорилось: "Ежели кто найдёт в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, – словом, все, что "зело старо и необыкновенно", велено было приносить. Вскоре коллекция начала стремительно разрастаться и временное пристанище - дом вельможи Александра Кикина - стал маловат. Было решено построить отдельные "Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры". Правда, до окончания строительства Пётр не дожил.

Нынешняя Кунсткамера сильно отличается от той, что была при царе. Что-то было утеряно, что-то сгорело при пожаре, а многие экспонаты, напротив, были приобретены. Но кое-что от музея петровской эпохи всё же сохранилось. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных фактов из истории первого русского музея.

1. В первые годы существования Кунсткамеры при музее были и живые "экспонаты": люди с уродствами, нестандартным ростом и внешностью. После смерти их скелеты не хоронили, а размещали в витринах. Например, Фома был коротышкой ростом 126 сантиметров, а на руках и ногах имел всего по два пальца, от чего его конечности напоминали клешни краба, что часто бывает при близкородственных браках. Великана Николая Буржуа монарх повстречал во Франции. Пётр и сам был немаленьким, но Буржуа, с его ростом в 2 метра 30 сантиметров, просто поразил царя. Император забрал его в Россию, сделал личным лакеем, а когда Николай умер, Пётр передал его тело в музей. С гигантским скелетом связана одна из легенд музея. При пожаре череп Буржуа пропал. Его заменили подходящим, но с тех пор ночами скелет якобы бродит по залам, разыскивая свою голову.

2. Когда предметы из царских коллекций стали доступны для всеобщего обозрения, за просмотр решили не взимать плату. Наоборот, Пётр считал, что людей, жадных до знаний, следует "приучать и угощать, а не деньги с них брать". Одна из жемчужин экспозиции, то, что представляют при слове "Кунсткамера" - это, конечно, коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша. Этих самых заспиртованных младенцев, препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, так же заспиртованные или высушенные - всё это Рюйш собирал на протяжении 50 лет. Он придумал особенный способ сохранения своих экспонатов - ходит слух, что доктор был так хорош в своём деле, что Пётр при первом посещении поцеловал забальзамированного младенца, приняв его за живого. В коллекции Рюйша - стадии эмбрионального развития человека, несколько аномалий вроде сиамских близнецов и множество органов. Доктор хранил препараты сухими или в стеклянных банках со спиртом, настоянном на чёрном перце. Чтобы экспонаты выглядели красиво, он наряжал их в кружевные одежды, надевал на них бусы и иногда составлял из них композиции. Кроме того, он изобрёл окрашивающий раствор, позволявший при вскрытии разглядеть каждую венку. Купить коллекцию Рюйша оказалось непросто и только спустя 20 лет анатом согласился расстаться с экспонатами, получив за них весьма крупную сумму. Кстати, младенцев с отклонениями у анатома было не так уж много. В Россию вместе с препаратами был привезён рецепт сохранения и бальзамирования трупов. Тератологическая коллекция из монстров человеческих и звериных появилась после указа Петра в 1718 году. Император считал тератологию (науку о монстрах) очень полезной - с её помощью можно было показать, что уроды рождаются не из-за вмешательства дьявола, а вследствие естественных причин. Ценились монстры очень высоко, платили за них хорошо, а за их утаивание взымался высокий штраф, поэтому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Сросшиеся близнецы всех мастей, младенцы с циклопией или с недоразвитыми ногами, похожими на хвост, дети с двумя лицами, микроцефалы и анацефалы - они редко жили больше нескольких дней и никому не были нужны. Их препарировали в Анатомическом театре при музее и готовили из них экспонаты.

3. Рядом с заспиртованными младенцами Рюйша и монстрами размещалась коллекция голландца Альберта Себы. "Славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений Ост- и Вест-Индии" русскому царю коллекционер задумал продать, когда узнал о Кунсткамере. Себа верил, что Пётр позаботится о сохранности его собрания, поэтому завязал с царём переписку. Будучи по профессии аптекарем, он классифицировал экспонаты по принципу, принятому в Эпоху Возрождения - принципу пользы. Растение попадало в ту или иную категорию в зависимости от того, едят его или лечатся им. Так что, гербарии и разные диковинные чучела - дело рук Себы. К сожалению, после пожара 1747 года сохранилась только небольшая часть коллекции.

4. Рассматривая экспонаты, можно обратить внимание, как мыслили люди XVIII века. Если они сортировали растения по принципу "съедобное-несъедобное", то минералогия была загадочой и малоизученной. Известный минералог И. Г. Леман утверждал, что "жилы, которые мы обнажаем во время горных работ, ничто иное, как побеги огромного ствола, коренящегося в самой глубине земли". В Кунсткамере хранится аналог минералогической коллекции, приобрётенной Петром в Германии.

5. Если естественные науки пока были освоены мало, то география и астрономия были вполне развиты. Доказательством этому служил третий этаж музея, где в круглом зале установлен Готторпский глобус. Глобус изготовили для замка на севере Германии, а Петру его преподнесли в качестве подарка. Он представлял собой огромный полный шар диаметром около трёх метров. На наружной поверхности была карта земли, а внутри - звёздного неба. Через люк можно было попасть внутрь глобуса, а специальный механизм создавал иллюзию вращения небесных тел. После пожара 1747 года глобус сгорел и его пришлось восстанавливать по металлическому каркасу. Потом глобус перемещали, его даже вывезли как трофей во время блокады Ленинграда, но сейчас он занимает свое почётное место на четвёртом этаже Кунсткамеры.

amp-next-page separator