Покажите язык тибетскому врачу
Ветер, желчь и слизь — основные виновники всех болезней. Так в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» говорил тибетский доктор Джигме Джямцо. Другие тибетцы — гости проекта «Народы Москвы» — согласно кивали.
ЖАМСАРАН
Отношение к традиционной тибетской медицине в нашем обществе, скажем так, неоднозначное. Однако чуть больше века назад в России практиковал врач, которому доверяли высшие лица государства.
Петр (Жамсаран) Бадмаев лечил членов семей императора Александра III и Григория Распутина. Николай II и царевич Алексей доверяли Жамсарану безропотно.
Став православным христианином (его крестил сам Александр III), имя Жамсаран выбрал в честь своего кумира — Петра I. Бадмаев был и государственным человеком, если угодно — политиком. На протяжении многих лет он убеждал правителей России включить в состав нашей страны Тибет, Китай и Монголию.
Пришедшие к власти большевики то ли «оценили» вклад Бадмаева в госстроительство, то ли не в восторге были от методов его работы с больными, только в 1917 году Жамсаран был сослан в Финляндию, а в 1920 году скончался в заключении. В заявлении на имя председателя ЧК Петр Бадмаев написал: «Я, 109 лет старик...»
ПРИПУХЛОСТЬ ЯЗЫКА
Забавно представлять, как император Александр III по просьбе Петра Бадмаева высовывает язык для осмотра. Точно так же это делаю я по просьбе доктора тибетской медицины Джигме Джямцо в московском буддийском центре.
Доктор Джигме жмет мою руку, отступает на шаг и как то подозрительно на меня смотрит через очки.
— Так происходит диагностика, — с ярким восточным акцентом поясняет он мне.
При осмотре пациента тибетский врач обычно исследует язык, волосы, ногти, кожу, глаза. Другой очень важный элемент диагностики — прослушивание пульса. Кстати, во время эфира в студии сетевого вещания «Вечерки» доктор Джямцо, всего полминуты подержав в руке запястье ведущего Романа Орехова и осмотрев его язык, уверенно предположил «холодный желудок» и рекомендовал питаться исключительно теплой пищей. Все дело в чрезмерной припухлости языка Романа и «холодном ветре», который ощущается в органах пищеварения.
Мой язык подозрения у доктора тоже вызвал, а значит, гастрит (именно это заболевание скрывается под личиной «холодного желудка») исключать нельзя.
По крайней мере тот, от которого лечит традиционная тибетская медицина.
— Мы рассматриваем тело человека вместе с его личностью. Поэтому пациент должен мне доверять, — говорит Джигме Джямцо. — Нужно не только язык осмотреть, но и узнать, чем питается человек, какой ведет образ жизни, почувствовать его энергетику. Можно определить уменьшение ветра. От этого — беспокойство, не хочется разговаривать. Нужно правильно питаться, почти все нужные продукты в Москве можно найти. Кроме ячьего молока и цампа (обжаренный и молотый ячмень. — «ВМ»).
ПРОЩАЙ, ГАСТРИТ
Доктор Петр Бадмаев, проживший, как считается, 110 лет, был первым, кто перевел на русский язык «Чжуд-Ши» — теоретические основы тибетской медицины. Хотел эти знания, что называется, нести в массы. Доктор Джигме Джямцо сегодня занимается тем же самым. Но, судя по продолжительности жизни россиян (в среднем — 69 лет) и отсутствию очередей в буддистские центры, пока не очень преуспел в этом.
Кстати, высовывание языка при встрече у тибетцев считается знаком особого уважения. Надо бы не забыть об этом, когда приду к доктору в следующий раз.
Тем более что с гастритом надо разбираться. Говорят, у доктора есть какие-то драгоценные пилюли с золотом и серебром.
СПРАВКА
В России есть регионы, где тибетская традиционная медицина очень востребована. Прежде всего это Бурятия, а также Калмыкия, Тыва, Иркутская область, Забайкальский край и Алтай.