Сердце атомного ледокола любит чистоту

Технологии
Большому кораблю - большое плаванье.

Машиностроительный завод в Подольске начал завершающий этап изготовления «сердца» ледокола - многотонной реакторной установки, которая будет питать «Арктику» нового поколения. Многие узлы для этого реактора сделаны на московских предприятиях.

 Завод по производству ядерных реакторов ПАО «Машиностроительный завод ЗиО-Подольск. / Фото: Сергей Шахиджанян »Вечерняя Москва"

Сам реактор похож на большую железнодорожную цистерну, его корпус практически готов. Работают над ним настоящие профессионалы. Например, Сергей Бирюков, оператор гигантского горизонтально-расточного станка с программным управлением, занят в системе производства оборудования для атомной энергетики уже 11 лет.

- Я много делал самых разных реакторов - это дело не быстрое и очень кропотливое - ошибиться нельзя, - говорит Бирюков. - Если чуть лишнего металла снимешь, работа насмарку Сложностей тут нет, но важна аккуратность и точное следование всем технологиям. Сделать такой корпус - очень сложное, долгое и весьма дорогостоящее дело.

 Завод по производству ядерных реакторов ПАО «Машиностроительный завод ЗиО-Подольск. / Фото: Сергей Шахиджанян »Вечерняя Москва"

Реакторная установка «Ритм-200» состоит из двух реакторов мощностью 175 мегаватт. Она в два раза легче и компактнее своих предшественников, которые используются сейчас. Срок службы энергетической установки нового типа составляет 40 лет.

- Для поддержания корпуса реактора в чистоте выделено две тонны питьевого спирта - улыбается Алексей Стрюков, начальник производства реакторного оборудования машин.

 Сергей Бирюков, мастер станков с программным управлением у корпуса нового ядерного реактора. Завод по производству ядерных реакторов ПАО «Машиностроительный завод ЗиО-Подольск. / Фото: Сергей Шахиджанян »Вечерняя Москва"

Он долго рассказывает в непонятных простым людям терминах, в чем особенности реактора. Улавливаю, что теперь он уже готов и скоро будет начинен разным оборудованием (каким - держится в секрете). Еще через некоторое время реактор подвергнут многократным испытаниям на безопасность и удобство пользования.

- В процессе работы используется множество новых технологий, - говорит главный технолог предприятия, доктор технических наук Виктор Терехов. - Работы ведутся круглые сутки. На некоторые операции уходят уходят не часы, а целые дни работу. Для ускорения процесса мы освоили скоростной метод сверления высоконагруженных резьбовых отверстий. Внедрение этого метода позволило сократить время обработки резьбовых деталей с восемнадцати суток по плану до шести.

 Завод по производству ядерных реакторов ПАО «Машиностроительный завод ЗиО-Подольск. / Фото: Сергей Шахиджанян »Вечерняя Москва"

Атомоход «Арктика» станет самым большим и мощным в мире. Он предназначен для работы в Баренцевом, Печорском, Карском морях и других глубоководных участках Арктики. За счет увеличенной ширины атомоход будет способен в одиночку проводить за собой танкеры водоизмещением до 70 тысяч тонн. Также «Арктика» сможет работать в устьях сибирских рек - Енисея и Оби. Ледокол нового поколения сможет покорять льды толщиной до трех метров

На воду судно планируют спустить 26 мая 2016 года.

Сергей Бирюков, мастер станков с программным управлением у корпуса нового ядерного реактора. Завод по производству ядерных реакторов ПАО «Машиностроительный завод ЗиО-Подольск. / Фото: Сергей Шахиджанян »Вечерняя Москва"

ЦИФРЫДлина ледокола - 173,3 метраШирина - 34 метраВысота – 15,2 метраОсадка – от 8,5 до 10,5 метровСкорость хода на открытой воде - до 40 км/чСкорость во льдах - до 4 км/чЭкипаж – до 70 человекВремя работы без «дозаправки» - 7 лет

amp-next-page separator