Инкубатор для маленьких гениев
Говорят, что Моцарт в 4 года уже уверенно играл на фортепиано, а Пикассо в свои 12 лет считался вполне зрелым художником. Возможно, до Пикассо восьмилетней Саше Яковлевой далеко, но она начала посещать студию детского творчества «Колор» едва ли не с рождения.
Мама маленькой Александры приводила старшую дочь Полину на занятия, а Саша в это время ползала по ковру в студии. Когда ей исполнилось 6 месяцев, малышка взяла в руки кисть. Теперь она и ее ровесница Соня Карпуть рисуют цирк: лошадей и слонов. Слоны у Сони вполне себе нормальные, серого цвета, с хоботом в нужном месте. А вот лошади у Саши почему-то синие.
— Я так вижу, — отвечает юная художница и спрашивает у своего наставника, — уздечку у лошади рисовать?
— Это же беговая лошадь, правильно? Значит, рисуй ей уздечку.
Наставник Марк Маргулис — художник, по совместительству — руководитель студии «Колор» , которая входит в структуру образовательного центра Московского зоопарка. Несмотря на почтенный пенсионный возраст, все, даже воспитанники, обращаются к нему только по имени.
— Ближе всего мне педагогика Януша Корчака, а также я приверженец Руссо, — говорит Марк. — Считаю, что дети должны расти и развиваться согласно врожденным наклонностям.
— А ваши подопечные в каком стиле работают? — Все маленькие дети творят в стиле Пиросмани.
Впрочем, встречаются среди них и последователи Сезанна, и даже Дега. Но чем они становятся взрослее, тем больше среди них импрессионистов и последователей современного изобразительного искусства.
— Сколько же лет вашему самому юному ученику? — спрашиваю у наставника.
— Не лет, а месяцев. Еве Литвиновой исполнилось 9 месяцев, и она вполне уверенно держит кисть.
Кроме живописи в мастерской дети занимаются театральными постановками.
Они пишут сценарии и режиссируют загадки, которые сами и придумывают.
Причем отгадать эти шарады непросто. Вот загадка от 4-летнего Миши Иоффе: «Кусается, а не крапива».
Стереотипное, шаблонное мышление взрослого диктует: «Это собака». На самом деле — электричество.
Придумал эту загадку Миша, когда случайно залез пальцем в розетку.
Еще загадка: «Обзывает, обзывает, подойдешь — не шелохнется. А ударишь — разорвется». Эта загадка от 12-летнего Вовы Маслова достойна оказаться на столе в очередном сезоне игры «Что? Где? Когда?» Не исключено, что знатоки бы этот вопрос не взяли. Ответ — карикатура.
Разумеется, там, где много детей, просто не может не случаться курьезов. Двухлетний Ваня Непомнящий, например, как то раз... ел гуашь. Зеленую. Успел съесть почти полбанки, прежде чем взрослые спохватились.
— Еще был случай, — рассказывает Марк. — В середине 80-х акриловые краски для росписи ткани в технике «батик» были жутким дефицитом. Чудом достал трехлитровую банку черной акриловой краски и водрузил ее на стол. Пятилетний Денис Куршов, пробегая мимо, случайно столкнул банку и разбил. Увидев, что он впал от испуга в состояние шока, я разметал осколки по полу и начал рисовать руками… дракона. Денис, успокоившись, вместе с другими детьми тоже бросился рисовать Горыныча. В итоге черный акрил намертво въелся в пол, и местный ЖЭК попросил освободить помещение. Дескать, беспорядка много, грязно.
Вообще за все 36 лет, что Маргулис занимается с детьми, студии приходилось переезжать 23 раза. Один из эпизодов, связанных с получением помещения, был связан с Ельциным. Зашел как-то Борис Николаевич, посмотрел на детскую живопись и распорядился выделить помещение под Московский международный музей детского творчества.
К сожалению, помещение так и не выделили.
Сейчас Марк занимается с детьми в мастерской, предоставленной Московским зоопарком. Он доволен и был бы даже счастлив, занимайся в студии «Колор» не 60 детей, как сейчас, а все ребята, которым необходимы свобода самовыражения в творчестве и капелька внимания взрослых.