Северный полюс. Следующая остановка – Канада.
Участники экспедиции, о которых пойдет речь, с холодами и Северным полюсом на «ты»! Такого не делал никто и никогда. Отныне России принадлежит достижение, достойное Книги… любых рекордов. Вездеходы-амфибии Морской ледовой автомобильной экспедиции прошли-проехали по «белому безмолвию» Северного Ледовитого океана от острова Средний в архипелаге Северная Земля через полюс до канадского побережья.
И не сами прокатились, конечно, их вела команда во главе с путешественником и конструктором Василием Елагиным. Ему — наши поздравления с мировым рекордом и наши вопросы.
Но прежде… Как хотите, но это символично. В канадском поселке Резольют автомобили «Емеля-3» и «Емеля-4» появились утром 9 мая. С Днем Победы! И еще. Москва, Арбат. Вот дом, где жил Отто Юльевич Шмидт, герой и полярник. А вот, в двух шагах, дом Василия Елагина, полярника и тоже...
— Только без патетики, — предупреждает Василий Игоревич. — В нашей семье это не принято. Все эти превосходные степени…
— Но позвольте, — не соглашаюсь я, — кто же вы тогда?
— Путешественники. Спортсмены. И мы хорошо подготовились.
— А как вообще возникла идея такого фантастического перехода?
— Прежде всего эта экспедиция была логическим продолжением предыдущих. В 2008 году мы испытали наши машины на маршруте Салехард — Диксон — мыс Челюскина — мыс Арктический — Диксон — Ямбург — Новый Уренгой. На следующий год пошли на полюс и 26 апреля достигли его. Нас тогда, к сожалению, сняли вертолетом, и когда он поднимался, а наши «Емели» становились все меньше, народ даже слезу пустил.Мы построили две новые машины и в 2011 году добрались до острова Средний. Поход через океан был запланирован на 2012 год, но его пришлось отложить на год. Ну а сейчас нам уже ничто не помешало.
— И все же, зачем вам это было надо? Этот риск, испытания… Зачем?
— Многие спрашивают... Иногда я отвечаю так: «А ты можешь, старик, вспомнить, что делал в июле 84-го? Нет… А я помню, потому что участвовал в чемпионате СССР по альпинизму»Все дело во впечатлениях.
Но есть и другой ответ, совсем простой. Я был механиком в экспедициях известного полярника Владимира Чукова. Четыре экспедиции — три разные машины. Мне захотелось построить собственную.
Я сказал о своем желании Чукову, но тот отнесся к этому без энтузиазма — посмотрел грустно и сказал: ≪Вася, машину должны строить профессионалы».И этим подписал мне приговор.
— Заело?
— Получилось, что он меня «на слабо» взял. Я начал строить автомобиль. Помог приятель: на одном из «почтовых ящиков» мне отвели заброшенный цех. Вот там, за колючей проволокой, я и провел следующие полтора года. Счастливое время! Оказалось, конструировать — страшно увлекательное занятие. Мы построили первую машину, начались испытания. Поначалу возвращались с выездов чуть ли не на эвакуаторе. Потом мне предложили проверить мое «создание» на болоте в Новгородской области. Есть там топь, а посредине — остров с развалинами красивого храма.
Кто ни пытался доехать на колесах, ни у кого не получалось. А мы поехали и… доехали. Я понял, что машина действительно получилась неплохой.
— А откуда название такое — «Емеля»?
— Наперекор авторам подобных машин, которые всегда придумывают что-то громкое и гордое, мне хотелось, чтобы имя было шутливым.Тут ко мне пришел товарищ и говорит: «Назови «Прикол-Звезда» Поморы так называли Полярную звезду. Я говорю: ≪Не поймет народ. Мне бы попроще. Вот сел мужик и поехал в тепле и комфорте, прямо как в сказке». Тут-то и родилось — «Емеля».
— Да-а, вот что «слабо» с людьми делает.
— Я построил вторую машину, и собственная экспедиция стала неизбежностью. Пришлось браться за организацию. В 2008 году машины были испытаны Севером и льдами. На следующий год полюса достигли, но остались без машин. Если бы мы знали, что все так кончится, то поставили бы на них радиомаяки и солнечные панели. И знали бы, где они, что с ними. Может, и на дне, а может, все еще дрейфуют во льдах… С другой стороны, как у конструктора, у меня оказались развязаны руки. Я снова делал с чистого листа и в итоге получил три патента на этот автомобиль.
Новые «Емели» получились легче, надежнее и экономичнее. С такими можно было и на полюс, и дальше.
— Что за притяжение у этого полюса?
— У него магнетизм сильнее, чем у Эвереста. На Эвересте в 2003 году я был полуторатысячным, а в 2009 году на полюсе — 222-м. А на автомобиле с нашей командой и вовсе первым. Такая идея — добраться до полюса на автомобиле — была и у Владимира Чукова. До него о том же мечтали белорусы, где давно строят автомобили на шинах низкого давления. Это была идея, витающая в воздухе. Первым до Северного полюса в 1909 году дошел и вернулся Роберт Пири. Долгое время всех, кто приходил на полюс после первопроходцев, забирали самолетами. Но это было не то, это как залезть на Эверест, а слезать не надо. В 1994 году до полюса дошли и вернулись канадец Ричард Вебер и наш Михаил Малахов. Вдвоем, на лыжах.
В 1998 году пересек Арктику и Владимир Чуков. Это был героический поход, длившийся 117 дней. Что касается снегоходов, то тут без посторонней помощи вообще не получалось. Приходилось подвозить топливо, запчасти, а то и доставлять новые снегоходы. Так что искушение у нас было — стать первыми, а еще была хорошая техника. И мы решились — и прошли за 60 дней от России до Канады, от острова Среднего до поселка Резольют, отстоящего от места выхода на береговой припай еще на полторы тысячи километров. Хотя, конечно, нам повезло, нам разрешили…
— Он?
— Сверху… Был день, когда могли лишиться одной машины почти со 100-процентной вероятностью. Три дня мы вынужденно ехали вдоль линии дрейфораздела и не могли переправиться.
Представьте, два огромных ледяных поля толщиной 4–5 метров движутся друг относительно друга, а между ними «река», заполненная льдинами поменьше — от футбольного поля и до размера с холодильник. Такую «реку» пересечь на собаках нетрудно, пешком тем более. А если ты с машиной? Допустим, льдины сомкнулись, можно ехать, но проход за тобой может разойтись, а впереди, на который ты рассчитывал, — не сойтись. И вот ты на льдине, которую, не исключено, через какое-то время начнет ломать. Мы ехали вдоль дрейфораздела около ста километров. Потом психологически созрели — поняли: все равно придется рисковать. Нашли более-менее подходящее место, народ встал на линии переправы с радиостанциями в ожидании, когда сойдется пасьянс.
Водители ждали команды. Наконец, я поехал. И почти проехал, оставалось немного совсем, и тут последний прицеп проваливается так, что я не могу двинуться. На мою удачу, внезапно прекращается дрейф. Вытащили прицеп, и я выехал на крепкое чистое поле. Следом прошла вторая машина. В «узком» месте для нее подготовили страховку в виде специальных лестниц.Проскочили! И тут же дрейф включился снова.
— Это уже после полюса было?
— Да, в канадской зоне. В российской почти нет пакового льда, его относит к берегам Канады. Зато воды — больше и тонкого льда тоже, сквозь который легко провалиться.
— Машинам?
— И людям. В 2009 году мы чуть человека не потеряли. Он почему-то посчитал , что в трещине не вода, а лед, шагнул и провалился. По бокам — стенки, не выбраться. Одежда водой напиталась. Хорошо, мы рядом были — вытянули.
— А вообще, на Земле осталось хоть что-то, что не по силам человеку?
— Люди пешком проходят до полюса и назад, но таких — единицы. Человечество все более склонно потреблять заменители сложных путешествий. Есть программа «Последний градус». Каждый год организуется станция на льдах, называется она «Барнео». На станцию прилетают люди, им дают проводника, снаряжают, и они отправляются в трехдневный поход… на полюс. Они идут с палатками, проводник им готовит еду. Не приключение — суррогат.
— Значит, нас ждет бесцветное скучное будущее?
— Всегда найдутся люди, которые при известных 10 путях на Эверест пойдут по одиннадцатому. Им нужна новизна! Скажем, когда мы в этом году 6 апреля дошли до полюса, в эмоциональном смысле все было не так, как четыре года назад. Тогда это была цель, было тяжело. Мы смотрели как завороженные на цифры GPS: до цели 800 метров… 700… 200… 100… все, приехали. После Арктики обыденная жизнь теряет в масштабе, потому что там не просто красота, там величие! А в этот раз? В этот раз полюс был точкой, откуда еще ехать и ехать — пусть и «под горку», и всегда на юг, но еще неизвестно, что нас ждет впереди. Мы долго пробивались через торосы к канадскому берегу.И когда выехали, стало грустно, потому что еще один жизненный этап остался позади.
Мы открыли последнюю бутылку виски, сделали строганины из муксуна. Ночью лед за нами разорвало… Народ искупался на прощание, и поехали мы дальше.
— То есть как искупался?
— А так, разделись, на маечках стоя. Поплавали, веревкой обвязавшись.
— Что готовите на следующий год?
— Машины стоят в Канаде, ждут продолжения. Мы пойдем Северо-Западным проходом и через Берингов пролив планируем вернуться в Россию. Таким образом будет замкнуто ォкольцоサ в местах, где природы много, а тебя мало, да еще есть время подумать, это, знаете ли, очень помогает осознать собственное место в этом мире.А потом я снова отправлюсь в поход, но уже с семьей. Пора в море! У моего младшего сына Ивана план проработан.Дачу продать, яхту купить — и в путь. Узлы морские он вяжет с закрытыми глазами, в общем, джентльмен основательный, готовится.
АВТОМОБИЛЬ — АМФИБИЯ "ЕМЕЛЯ"
Предназначен для передвижения по торосам, ледяным полям и тонкому льду.Длина×ширина×высота — 5200×2450×2500 Двигатель — дизельный, Toyota Коробка передач — механическая, 5-ступенчатая Емкость топливного бака — 60 л Дорожный просвет — 600 мм Радиус поворота — 6,25 м Шесть колес (1350×550) обуты в шины-оболочки, накачанные до 0,05 атм Снаряженная масса — 1,5 тонны (грузоподъемность — 600 кг) Спальных мест в кузове — 4 Водоизмещение шин-оболочек — 5 тонн (корпус погружается в воду на 10 см) Автомобиль способен буксировать за собой два-три одноосных прицепа с топливом и снаряжением
ХРОНИКА ЭКСПЕДИЦИИ
30 апреля 2013 года.Автомобили «Емеля-3» и «Емеля-4» выехали на припай побережья Канады. Позади полюс и океан.
26 апреля 2009 года.Взят Северный полюс!
Март-май 2008 года.Экспедиция проехала от Полярного круга до мыса Арктический.
УЧАСТНИКИ
Василий Елагин родился в Москве. Организатор Морской ледовой автомобильной экспедиции, конструктор автомобиля «Емеля». Заслуженный мастер спорта СССР, «Снежный Барс». В его активе: восхождения на Эверест, ЧоОйю, траверс Канченджанги в Гималаях и др.Афанасий Маковнев родился в Москве. Фотограф, по профессии — организатор путешествий на собаках и эскимосских байдарах на Чукотке и Аляске.Владимир Обиход родился в городе Коростень. Мастер спорта международного класса по альпинизму.Алексей Шкрабкин родился в Москве. Инструктор по альпинизму. Спортивные разряды по авторалли, альпинизму, горным лыжам.Андрей Ваньков родился в городе Миасс. Автомеханик. С августа 2006 года участвует в конструировании автомобиля «Емеля».Сергей Исаев родился в Москве. Спелеолог. Мастер спорта международного класса по альпинизму.Николай Козлов родился в поселке Дугна. Автомеханик. Водитель большегрузных автомобилей, трелевочных тракторов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Василий Елагин, организатор экспедиции
Из дневника: «Мы отнеслись к Ее Величеству Арктике с подобающим уважением и в ответ получили Высочайшую Благосклонность… Все теперь позади, но особая, не всем доступная, красота этой величайшей пустыни мира регулярно посещает меня во снах, и я бесконечно благодарен судьбе, поднявшей меня до высот понимания ее. Теперь я навечно Ваш раб и слуга, Ваше Величество!»