Студенты МГУ придумали, как проводить химические опыты дистанционно
Студенты химфака МГУ придумали, как школьникам и учащимся вузов проводить химические опыты в условиях дистанционного обучения.
Они создали виртуальную лабораторию, в которой можно делать все то же самое, что и в обычном классе химии, но без пугающих последствий в виде разлитых химреактивов, взрывающихся пробирок и разбивающихся колб.
— Человек надевает на себя шлем виртуальной реальности и в этом 3D-мире может повторять тот или иной опыт хоть сто, хоть двести раз. Ведь реактивы в нашей лаборатории никогда не заканчиваются, а у голосового помощника ангельское терпение, — рассказывает Александр Чоп, студент-первокурсник химфака МГУ и менеджер по развитию проекта Lomonosov Studio. — Ученик или студент, надев шлем, видит себя в виртуально смоделированной химлаборатории, «надевает» перчатки и защитные очки и начинает выполнять задание.
Например, студент берет пробирку, наливает в нее нужный реактив, фиксирует ее на штативе, подогревает содержимое на виртуальной горелке, добавляет другой реактив и т.д. В общем, последовательно делает все то же, что и в реальности. При этом он может слышать подсказки — как от нашего системного помощника, так и от преподавателя, контролирующего химический опыт.
Любопытно то, что виртуально будущий химик может запросто провести реакции, запрещенные в реальной обстановке по соображениям безопасности:
— Мы постарались геймифицировать (придать элементы игры. — «ВМ») процесс таким образом, чтобы максимально приблизить его к реальному, — объясняет будущий химик. — Если реакция приводит к взрыву, в программе будет взрыв, а потом — грозное оповещение, что человек нарушил технику безопасности. В виртуале можно даже специально разбить колбу и увидеть ее осколки, но остаться невредимым. Как человек, проливший однажды серную кислоту, скажу, что это дорогого стоит. Кстати, наша лаборатория, над которой трудились лучшие специалисты МГУ, может работать и без дорогостоящих шлемов и очков — в двухмерном мире происходит все то же самое, разве что без эффекта присутствия.
Не партой единой
Шлемы и контроллеры виртуальной реальности все чаще внедряются в учебный процесс. По оценкам специалистов, с их помощью материал усваивается на 10–15 процентов лучше, чем в обычном формате.
С помощью этой технологии сотрудники банков сейчас оттачивают ораторское мастерство, продавцы гипермаркетов учатся логистике и работе в условиях ажиотажа «черных пятниц», а социальные работники примеряют на себя состояние своих подопечных.
Кстати, в прошлом году Министерство просвещения Российской Федерации рекомендовало школам закупить шлемы виртуальной реальности для использования на уроках труда. В министерстве уверены, что технология пойдет детям на пользу.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Забелин, руководитель проектов фестиваля детского творчества «От винта!»:
— Наша страна всегда была богата на интересные инженерные, цифровые и технологические разработки, которые могут найти применение, например, в медицине, сделать жизнь людей безопаснее и лучше. И 3D-лаборатория — в числе таких разработок. Так как она не только помогает студентам в учебе, но и позволяет, например, проводить иммуно-ферментный анализ — важный метод диагностики многих инфекционных заболеваний.
Читайте также: Российский университет транспорта организует электронное обучение студентов