Инженеры разработают ракету для космического туризма
Московские конструкторы собираются к 2025 году закончить работу над суборбитальной ракетой, которая будет отправлять к звездам космических туристов. Корреспондент «Вечерней Москвы» выяснил подробности этого амбициозного проекта.
Сотрудники конструкторского бюро, на первый взгляд, ничем не отличаются от обычных офисных работников, они также сосредоточенно сидят за компьютерами, увлеченно занятые своим делом. Меня встречает Павел Пушкин, основатель и бессменный руководитель организации. Он открыл эту фирму после того, как много лет проработал в государственной компании.
— На четвертом курсе вуза я, как и многие мои однокурсники из Московского авиационного института, устроился в Космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева, — говорит Павел Пушкин. — Там достаточно быстро понял, что для работы мне не хватает знаний, и приложил все усилия, чтобы это исправить.
Уже спустя год Пушкин стал лучшим студентом на курсе и квалифицированным специалистом на работе.
— Карьера развивалась стремительно. Мы занимались перспективными проектами, но в 2012 году я понял, что большая часть моих идей не реализуется. Мы же знаем, что военные не сражаются постоянно, — объясняет Павел. — Большая часть времени у них проходит рутинно, но их держат в тонусе. Так и у нас, чтобы сохранить научную базу, специалисты работают над проектами, которые не всегда находят применение на практике.
Тогда же инженер задумался о создании компании, способной за относительно небольшие деньги отправлять людей в космос.
— В ту пору уже появлялись аналогичные фирмы за рубежом, — вспоминает руководитель конструкторского бюро. — Я подумал, что с нашей научной базой и технологиями мы можем сделать не хуже.
Когда в 2014 году нашелся инвестор, Павел Пушкин решил собрать команду из числа коллег. Но оказалось, что сослуживцы, поначалу воспринявшие инициативу с воодушевлением, не спешат переходить на новое место работы.
— Я предлагал им свежую идею, — рассказывает Павел Пушкин.— Но оказалось, что люди, во-первых, не хотят лишней ответственности, а, во-вторых, работать пришлось бы раза в три больше, при этом зарплата выросла бы всего на треть.
Мужчина договорился со спонсором, имевшим к тому времени опыт запуска за пределы орбиты Земли космических ракет.
— В результате было принято решение работать над суборбитальной ракетой, — улыбается Павел. — Это двухступенчатая система. Ракета должна вывести аппарат с людьми за пределы атмосферы (это около 60 километров над поверхностью Земли), отстыковываться и опуститься в район космодрома.
Туристы в пути будут попадать в невесомость и некоторое время лететь по инерции вверх. Затем движение космического аппарата замедлится, и он пойдет вниз. Как только включатся двигатели, корабль приземлится.
— Машина будет оснащена 16 двигателями, — объясняет Павел Пушкин. — При этом для благополучного спуска достаточно всего четырех. Путешествие в космос так же безопасно, как полет на самолете. Такой транспорт будет пригоден для многоразового использования. Это нужно для того, чтобы максимально удешевить запуски.
Инженер отмечает, что в космос будут подниматься по шесть туристов. По предварительным оценкам такой полет обойдется желающим примерно в 250 тысяч долларов на одного человека. Позже появится возможность снизить цену до 100 тысяч.
Сейчас компания собирается приступить к испытаниям двигателя. Если все пройдет успешно, в 2023 году сотрудники бюро подготовят первый пуск ракеты, но она не будет подниматься в космос. Сам Павел Пушкин называет такие запуски «подскоками». Именно на этом этапе, по его словам, чаще случаются непредвиденные проблемы и выявляются недоработки.
В 2024-м ракета и космический аппарат совершат первый полноценный полет, но без людей.
— К 2025-му мы планируем отправить за пределы Земли суборбитальную ракету с туристами на борту, — поделился конструктор.— Дальше в течение года сможем реализовать 20–40 запусков. К 2028-му их количество должно возрасти до 115.
Специалисты уверены, что работа окупится не раньше 2031 года.
— Это очень долгий проект, — замечает Павел Пушкин. — Для инвестора это скорее не бизнес, а мечта.
ИСТОРИЯ
Старт ракеты с первым космическим туристом Деннисом Тито на борту российского корабля «Союз» состоялся 28 апреля 2001 года. Он побывал на российском сегменте Международной космической станции. Это путешествие обошлось ему в 20 миллионов долларов. С тех пор в космос запустили множество богатых людей. Тем не менее в вопросе отправки путешественников мало что изменилось. Их подготовка идет в Звездном городке под Москвой. А летают они на кораблях той же серии по тому же маршруту. Правда, с 2007 года появилась дополнительная услуга — выход туриста в открытый космос. Организацией полетов занимается Роскосмос совместно с компанией Spase Adventures.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван Моисеев, директор Института космической политики:
— Отправка туристов в космос — достаточно трудоемкий процесс. Я думаю, что главная проблема заключается в том, чтобы найти желающих потратить на это сотни тысяч долларов. Ведь не будем забывать о том, что предполагается организация коротких путешествий. Стоит помнить и о том, что полет в космос всегда сопряжен с риском для жизни человека. Еще одна сложность, которая встает на пути этой компании, — получение разрешения. Не думаю, что это так просто осуществить. Это комплекс проблем, на решение которых уйдет несколько лет.
Читайте также: Вертолет готов к тушению самых сложных пожаров