Государственный исторический музей хранит фонды бывшего Центрального музея В.И.Ленина более 25 лет / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Революционный масштаб «Энергии мечты»

Все остальные
2 октября Государственный исторический музей открыл масштабную выставку из экспонатов, на 70 процентов никогда не покидавших стен хранилищ.

Более 25 лет Государственный исторический музей хранит фонды бывшего Центрального музея В.И.Ленина - это не только вещи и документы, связанные с вождем пролетарской революции, но и газеты, плакаты, предметы искусства, напоминающие о тех революционных годах. Часть этих фондов решили представить на всеобщее обозрение. Выставку назвали "Энергия мечты".

- На этой выставке нет героев. Она о всех наших близких. Самый интересный для меня экспонат - это личная карта генерала Корнилов, со следами крови самого генерала. Она поступила в музей от Чрезвычайной комиссии - судя по штампу на ее обороте, - сказал ВМ Алексей Левыкин, директор Исторического музея.

Выставка в историческом музее / Видео: Сергей Шахиджанян

Главный куратор выставки, Татьяна Колоскова, уверена, что представленная экспозиция должна помочь людям разобраться в своем отношении к революции.

- Вы считаете, что захват власти - это революция? Но настоящие революционные процессы продолжались долго - с 1917 по 1934 год. И, в первую очередь, грандиозные изменения велись именно в области культуры. Например, на выставке отдельный зал посвящен спорту. Мало кто знает, что "физкультура" как понятие, было введено именно Советской властью. До этого в мировой практике использовался термин "спортивно-гимнастическое движение". Наши идеологи изобрели понятие физкультура, у которой было три смысла: гигиена, закалка и физические упражнения, - говорит Татьяна Колоскова. - Создавая этот раздел выставки я пыталась рассказать о физкультуре и спорте как продукте культуры, как инструменте политики и как подготовке к труду и обороне. Ведь для советской власти спорт был важен не как спорт индивидуальных достижений, а как средство оздоровления трудящихся. И это важно!

София Абилова и Полина Штрукина у стенда с формой красноармейца 20-х годов / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Привлекает внимание зрителей и неожиданный плакат "Суд над проституткой, заразившей красноармейца сифилисом". Если вчитаться в мелкий шрифт, то зритель увидит, что на суд...продаются билеты! А сама плакат - вовсе не плакат, а... афиша "Коллектива художественной сан-просветительной студии под управлением О.В. Рахмановой». Чтобы пропагандировать здоровый образ жизни, Советское правительство поручало мастерам культуры организовывать театральные представления, инсценируя реальные суды. Первый такие "суды" прошли в мае 1921 года в Политехническом музее и привлекли внимание массы людей.

Ведь многие наивные и неискушенные зрители думали, что это самый настоящий суд. Газета "Правда" от 28 мая 1921 года даже опубликовала разъяснительную заметку, где трудящимся еще раз объяснялось - что "Суд над проституткой" это инсценировка. "Нам могут сказать, что значение судов ограниченно, что, однажды увидев суд, никто второй раз его смотреть не станет, а число тем невелико, и тем самым этот вид работы обречен на скорую смерть. Конечно, это не так. Для одной Москвы, чтобы все трудящиеся его пересмотрели, нужно минимально 1000 постановок, а за этот год их прошло по Москве лишь 150 (цифра весьма почтенная). А где остальная Республика, где деревня, еще и не слыхавшая об этом?" - писала газета "Правда" в номере от 28 мая 1921 года. И такие мелкие детали, как афиша 20-х годов прошлого века, позволяют понять, как работала идеологическая машина революции, перестраивая сознание людей на новый лад.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator