Росстат заявил о снижении бедности в стране. Стоит ли верить цифрам
Уровень бедности измеряется стоимостью потребительской корзины: если среднемесячный доход превышает 10 088 рублей, считается, что человек удовлетворяет свои базовые потребности в товарах и услугах и, соответственно, не относится к числу бедных.
Доктор экономических наук МГУ им. М. В. Ломоносова Ирина Калабихина усомнилась в финансовом благополучии населения, однако объявленную Росстатом цифру в 200 тысяч расценивает как начало положительной тенденции:
- Результаты исследования не говорят об улучшении ситуации, зато вполне могут свидетельствовать о ее стабилизации.
Специалист подчеркивает: семьи с детьми чаще встречаются с бедностью, чем семьи с пенсионерами, поскольку подрастающее поколение, как правило, доходов не имеет. При этом Калабахина обращает внимание на несколько пунктов, которые стоит принимать во внимание, когда речь заходит о благосостоянии:
- Мы вступили в фазу, характеризующуюся ростом числа пенсионеров и уменьшением трудоспособного населения. В России пенсионеры более защищены от бедности и реже входят в группу риска. Помимо прочего, Центробанк удачно удерживает инфляцию на низком уровне, а 2017, предвыборный, год был ознаменован повышением заработной платы бюджетникам. Все эти обстоятельства в конечном результате могли дать импульс снижения бедности.
В свою очередь, независимый экономический эксперт Антон Шабанов подчеркнул, что объявленные цифры Росстатом – предварительные, окончательные данные могут быть совсем иными.
- В январе прошлого года всем пенсионерам была положена единовременная денежная выплата в размере 5000 рублей. В этом и грядущих годах подобных субсидий не ожидается, поэтому цифры, которые опубликуют в следующий раз, уже не будут нас радовать.
Финансовый аналитик отметил, что три года подряд покупательская способность россиян падает:
- В перспективе мы увидим небольшой рост количества бедных: инфляция увеличилась, но при этом не увеличиваются реальные доходы.
Однако, по словам Ирины Калабахиной, люди ожидают улучшения своего материального положения:
- Есть такой показатель - который Росстат тоже публикует - он называется «индекс потребительских ожиданий». Этот индекс растет, равно как и ощущение у населения, что в ближайшее время экономика выйдет на новый качественный уровень.
Несмотря на существующие настроения людей, они, отвечая на вопрос о размере прожиточного минимума, заявляют о цифрах, в два раза превосходящих официально установленных. А это значит, что если подходить к подсчету бедных людей с позиции рядового гражданина, то за чертой бедности проживает гораздо больше количество человек, чем озвучивается сейчас.
Одним из инструментов поддержки малообеспеченных слоев населения является социальный контракт. При его заключении орган социальной защиты разрабатывает индивидуальную программу для преодоления финансовых трудностей нуждающимся.
Социолог Павел Кудюкин, говоря об этой программе, считает, что она носит дискриминационный характер:
- Программа тесно связана с идеей адресной помощи. Самые обездоленные вообще не знают о возможности получения социальной поддержки и не понимают, как выбраться из ямы. Государство должно, с одной стороны, формировать страховую сетку, которая предупреждает от падения вниз, с другой – создавать условия, дающие возможность человеку выбраться из сложной ситуации. В США И Великобритании, например, была программа «от пособия к работе». Ее главная цель заключалась в создании рабочих мест и социализации населения.
Концепция, согласно которой человеку предоставляется инструмент для того, чтобы он улучшил свое финансовое состояние, нашла поддержку и у доктора экономических наук МГУ им. М. В. Ломоносова Ирины Калабихиной. Нетрудоспособное население в этом случае выносится за скобки.
Таким образом, государство должно предоставить площадку, а люди, пойдя ему навстречу, реализовать себя через трудовую деятельность.