Мигранты улетели. Но обещали вернуться
Актуальность этой темы обусловлена нынешними экономическими реалиями. Падение цен на нефть и последовавшая вслед за этим девальвация рубля сделали трудовой рынок столицы менее привлекательным для мигрантов из ближнего зарубежья. Заработки, отсылаемые мигрантами домой, в валютном выражении серьезно сократились.
Как результат — заметный отток мигрантов из Таджикистана, Киргизии, других стран. Тем самым образовался некоторый дефицит рабочих рук в отраслях столичного хозяйства, традиционно занятых гастарбайтерами. Пока этот дефицит ощущается не так остро, но не получится ли так, что московские улицы и дворы станет некому мести?
УЙТИ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ
— Не получится, — уверен доктор экономических наук Владимир Рожков. Он объясняет:
— Исторически Москва всегда испытывала недостаток рабочих рук. Вспомните хотя бы 1960-е годы и такое понятие, как «лимита». Поэтому удовлетворять потребности в рабочей силе за счет других регионов в Москве давно стало традицией. Мигрантов будет не хватать всегда, и всегда они будут сюда стремиться в поисках лучшей жизни.
— С точки зрения официальной статистики, уменьшение количества мигрантов действительно имеет место, — подтверждает доктор экономических наук Александр Сафонов. — В частности, с 2014 до 2015 года их стало в Москве меньше на 60 тысяч человек.
Вместе с тем Росстат в ходе выборочного федерального статистического наблюдения труда мигрантов за 2014 год выяснил, что к услугам трудовых мигрантов прибегли более 800 тысяч домохозяйств и более 100 тысяч предпринимателей столицы. По данным Федеральной миграционной службы, процент приезжих работников в 2015 году сократился на 4 процента.
СКАМЕЙКА ЗАПАСНЫХ
Хорошо это или плохо для экономики города? В столице есть много профессий, без которых обойтись нельзя. Например, дворники. И поскольку в отношении зарубежных мигрантов образовался некоторый дефицит, трудовые отношения с теми, кто остался, должны приобрести более прозрачный характер. В тандеме «мигрант — работодатель» сегодня должны заработать совершенно иные финансово-экономические механизмы, например белая зарплата должна сменить разного рода неочевидные формы выплат. И все-таки, по мнению участников дискуссии, заменить гастарбайтеров жители российских экономически депрессивных регионов не смогут.
— Вопрос, заменит ли пенсионер Иван Иванович на посту дворника Рашида, — это вопрос, во-первых, риторический, а во-вторых, политизированный, — считает политолог Константин Калачев. — Вы попробуйте разместить приезжего из Тольятти в таких нехитрых бытовых условиях, где живут сегодня таджики. И еще один аспект, политический: как быть с гражданами Украины, которые неизвестно еще будут ли работать в качестве трудовых мигрантов, но на постоянную жилплощадь претендовать будут совершенно точно.
— Нужно понимать, что когда мигранты уезжают к себе на родину из-за падения рубля — это ситуация временная, краткосрочная, — уверяет Дмитрий Журавлев, кандидат экономических наук. Наверное, слова кандидата экономических наук следует понимать в том смысле, что когда курс рубля поднимется, мигранты вернутся обязательно.
Однако Журавлев продолжает:
— Ни Пакистану, на Афганистану, ни Индии, ни тем более Китаю трудовые мигранты из Средней Азии не нужны. От нас таджики и узбеки, к сожалению или к счастью, никуда не денутся.
Почему «к сожалению»? Потому что дешевая рабочая сила ослабляет рынок труда, делает его неконкурентоспособным.
НЕКУДА БЕЖАТЬ
Кроме того, как поставил вопрос экономист Дмитрий Журавлев: если вдруг внутренний мигрант заменит приезжего из Средней Азии? Кто займет жизненное пространство от Владивостока и Благовещенска до Красноярска и Екатеринбурга. Тут и думать не надо — китайцы.
Один из участников рассказал историю: когда он спросил своего знакомого из Мордовии, сколько он зарабатывает у себя на родине и в Москве, выяснилось, что одну и ту же сумму. «В чем тогда смысл ездить за заработки в столицу?» — «А в Москве перспектив больше», — ответил житель Мордовии.
А кандидат экономических наук Журавлев рассказал другую историю: как американцы «утащили» у него двух студентов. Оказывается, на Западе давно существует особая стратегия «отсечения» бедной миграции от интеллектуальной миграции.
У нас миграционная политика, стимулирующая приток в страну и столицу рабочих кадров с высоким уровнем образования и специализированных умений, только вырабатывается. А пока отток или приток трудовых мигрантов в страну зависит от курса рубля.
— У нас политики миграционной никогда не было и нет, — заявил доктор экономических наук Рожков. — Есть только надзорный орган — УФМС.
В целом участники дискуссии сошлись во мнении, что без трудовых мигрантов нам не обойтись. Как и им без нас.
КОММЕНТАРИИ
В советские времена студентам, например, было не зазорно работать дворниками, да и окучивать сразу несколько участков. Это была приличная прибавка к жиденькой стипендии. Наверное, и вправду привлекательность труда вообще в обществе снизилась. Не престижно. Престижнее сидеть за прилавком за те же тридцать тысяч рублей. Сиднем.
● ● ●
Не надо преувеличивать кризис в регионах. Кому работа нужна — всегда найдет ее по месту жительства.
Не ту, так другую. Что-то ничего не слышно, что в провинции трудящиеся голодают. Как-то живут люди. И в столицу не поедут за рублем. Да и какой он «длинный»?
● ● ●
Если говорить про зарплату, то она сегодня нигде не растет. Хотя простая уборщица может получать по-разному: зависит от места работы. В бюджетном учреждении уборщица будет получать меньше, чем уборщица в крупной коммерческой компании.
Тем не менее динамика положительная. Если работодатели не будут менять условия труда, то мы столкнемся с дефицитом кадров, так как ужесточили миграционную политику. И вообще, эта работа ничем не отличается от другой и не должна страдать в плане условий.
● ● ●
В целом, как кажется, проблема внутренней миграции — проблема надуманная. Вы посмотрите на расстояния. Посмотрите на стоимость проезда. Это к вопросу о мобильности населения.
● ● ●
Размышляя о тенденции на ближайшие годы, надо помнить, что на рынок труда попадут пенсионеры. Они будут демпинговать, так как им нужно меньше денег, чем молодежи. Получится так, что наукоемкие специальности будут заняты пенсионерами, и они не захотят терять свое место. Поэтому молодежь будет вынуждена идти в дворники, и она не будет развиваться.
А это опасно для развития экономики. Хотя на самом деле нужна система, которая позво лит молодежи идти в высокоэффективные производства. Это был бы отличный выход, чтобы избежать демпинга на рынке труда. Поэтому нужны хорошие условия низкоквалифицированной работы. Не думаю, что для заработка люди поедут в Москву из регионов и будут устраиваться дворниками. В столицу обычно едут амбициозные ребята с идеями.
● ● ●
Еще недавно низкоквалифицированная работа была непривлекательной для большинства российских граждан. Люди были нацелены на менеджерские позиции, в модные профессии, а работа грузчика или уборщицы ассоциировалась как труд для мигрантов. Сейчас же мы видим, что в Москве на долю рабочего персонала приходится 1–2 процента соискателей работы. Хотя, конечно, цифра эта выше, потому что не все ищут работу через интернет. Мы стали замечать, что интерес к этой сфере растет, к ней возвращаются. Это, конечно, связано с тем, что на наших глазах работодатели меняют условия труда.
● ● ●
Хотелось бы все-таки, чтобы условия труда и жизни мало зависели от профессии. Наверное, не должно быть профессий, дискриминирующих человека по этому принципу. А сегодня так складывается, что есть профессии, которые автоматически относят тебя к людям первого или второго сорта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Колонка нашего обозревателя Георгия Бовта
Россияне по-прежнему не очень хотят мести улицы
Не первый год идут споры про то, как россияне могли бы заменить гастарбайтеров. Одни говорят, что никогда наши люди не согласятся на грязную и низкооплачиваемую работу. Другие, что, мол, никуда не денутся в условиях кризиса, а борьба с коррупцией и вывод на свет подобных рабочих мест повысит привлекательность для россиянина даже работы московского дворника. Мне кажется, истина, как всегда, посередине. (далее)
Колонка Вячеслава Поставнина, президента фонда "Миграция ХХI век"
Гастарбайтеров никто не вытеснит из столицы
В последнее время все чаще слышу мнение, что внутренние мигранты в Москве скоро вытеснят внешних. Дескать, вместо граждан Центральной Азии у нас будут работать россияне. Согласиться с этим мнением не могу по нескольким причинам. Таких мигрантов, формально имеющих российское гражданство, но живущих за границей, по моим данным, около 10 миллионов. (далее)
Колонка Алексея Костюкова, заместителя директора по эксплуатации ГБУ "Автомобильные дороги Северо-западного округа"
Со своими сотрудниками мы говорим на одном языке
В организации работы с иностранными рабочими в сфере жилищно-коммунального хозяйства всегда было много недопонимания. Во-первых, начинались проблемы с языка, точнее с его незнания. Трудно объяснить человеку, что нужно делать, если он плохо говорит по-русски. На то, чтобы рассказать, какую работу следует выполнить, уходило много времени. А нам требовались адекватные специалисты, которые должны были понимать, что и когда они должны выполнить, получая какое-либо наше поручение. (далее)