Открытый реестр коррумпированных чиновников заставит отвечать за взятки собственной репутацией
Эксперты и политологи рассказали «ВМ», какие проблемы поможет решить новый закон, что еще требует доработки и как воспитать в обществе стопроцентную антипатию ко взяточничеству.
Закон, который вступит в силу с 1 января 2018 года, предусматривает создание особого, открытого общественности реестра со сведениями об уволенных за взяточничество. В список, который в народе уже прозвали «доской позора» будут включаться бывшие сотрудники прокуратуры, Следственного комитета, противопожарной службы, органов внутренних дел, государственные служащие и прочие чиновники. Пополнение же реестра ложится на плечи бывших работодателей.
По задумке авторов законопроекта, реестр должен стать эффективной мерой борьбы с коррупцией в среде государственных и муниципальных служащих.
– По сути, законопроект предлагает создание правового механизма выявления лиц, которые при трудоустройстве пытаются скрыть, что причиной увольнения с предыдущего места работы была утрата доверия, – объясняет принцип реестра депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. – Уже давно очевидно, что акцент исключительно на карательную политику в отношении коррупционеров должным образом проблему не решает. Реестр же будет воздействовать и на моральное отношение общества к тому или иному должностному лицу. Поскольку информация будет публиковаться в открытом доступе, список станет сильнейшим информационно-пропагандистским механизмом. Необходимо сформировать в обществе твердое мнение, что быть честным – выгодно и престижно, а брать взятки – не только опасно, но и позорно.
Однако эксперты высказывают явное опасение, что какими бы благими ни были намерения авторов законопроекта, в реальных условиях страны он может оказаться бессмысленным. В крайней ситуации возможен вовсе обратный эффект.
– В определенных обстоятельствах подобный список может оказаться «пропуском» на хорошую работу, – считает член координационного совета Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией», доктор экономических наук Ирина Рукина. – Ведь для недобросовестных работодателей он станет неким «навигатором», указывающим лиц, с которыми можно решать вопросы коррупционными методами.
Для действенной работы реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, важно воздействовать на уже сформированные в обществе ценности. Ведь взятки существуют в первую очередь потому, что их дают. По статистике, зафиксированных случаев дачи взятки в два раза больше, чем получения. Как сообщает одна из организаций по борьбе с коррупцией, 25 процентов приходится на бытовые мелкие взятки граждан инспекторам ГИБДД, директорам школ, детских садов, врачам, военкомам, полицейским и прочим представителям государства. А по данным Левада-центра, четверть россиян и вовсе спокойно воспринимают решение бытовых вопросов коррупционным путем.
– Необходимо создавать такие условия, чтобы давать взятки было попросту невыгодно, – заявляет Анатолий Выборный. – Мы уже криминализировали посредничество во взяточничестве, повысили сроки наказания за коррупцию, теперь создаем реестр. Все это закладывает нравственные компоненты. Усилить карательную политику еще больше невозможно. Поэтому следуют создавать меры за пределами наказаний. Коррупция должна перестать быть выгодной.
Но даже в том случае, если реестр будет в полной мере выполнять свои функции, против него может сработать менталитет самого населения. Эксперты опасаются, что для русского человека вынос фамилии на «доску позора» является чуть ли не почетным подтверждением таких его качеств, как хитрость и способность добиться своего.
– Законопроект создавался для того, чтобы перевести проблему коррупции в сферу личного престижа, репутационного капитала, – говорит генеральный директор Института региональных проблем, кандидат политических наук Дмитрий Журавлев. – Но беда в том, что у нашего общества совсем другие ценности. В Великобритании, например, попадание в подобный список моментально погубило бы карьеру человека. А у нас основа репутационного капитала – это успех. Если ты добился высоких результатов, обществу неважно, как ты это сделал. И в таких условиях этот закон имеет исключительно теоретический характер.
Практический смысл у нового реестра все же есть. На данный момент существующее законодательство не позволяет отстранить недобросовестных государственных и муниципальных служащих от работы пожизненно. По решению суда, запрет на осуществление полномочий выносится на определенный срок.
– Если судимость чиновника снята и погашена, никто не может запретить ему снова устроиться в органы власти, – утверждает адвокат Тимур Маршани. – Конечно, отдел кадров может отказать в индивидуальном порядке. Но скрыть конфиденциальную информацию вполне возможно.
Существенным недостатком реестра является невозможность включения в него лиц, уличенных в коррупции до вступления закона в силу. В период с 2012 года до настоящего времени около 2800 человек были уволены именно в связи с утратой доверия. Первым отстраненным от должности «в связи с утратой доверия президента Российской Федерации» был Юрий Лужков. К ответственности привлекли и экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. Условно-досрочное освобождение получила бывший руководитель Департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева. На данный момент во взяточничестве подозревают вице-губернатора Курской области Василия Зубкова.
– На прошлое, когда мы ловили огромное количество коррупционеров, закон распространяться не будет, – подчеркивает руководитель Московской областной общественной организации «Антикоррупционный комитет» Сергей Королев. – Соответственно, для нас данный нормативный акт несет лишь информационный характер. Однако для комплексной борьбы с коррупцией он имеет системное значение. Разумеется, многое требует доработок и дополнительных норм, но мы не стоим на месте.
Сейчас законопроект о реестре чиновников-коррупционеров находится «в руках» Совета Федерации. Как заявил глава комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас, его необходимо достаточно серьезно перерабатывать, потому что он затрагивает права и свободы граждан. В нем также непродуманна система выхода из реестра. Есть опасность, что этот вопрос в свою очередь будет решаться коррупционным путем. Однако грамотная доработка может действительно сделать новый закон действенным методом контроля взяточников при устройстве на государственные и муниципальные должности.
– Мы возрождаем лучшие традиции нашего общества, – подводит итог Анатолий Выборный. – Общество должно понять, что коррупция – дорога с двусторонним движением: одни дают, другие берут. И отказаться от взяточничества должен каждый из нас.