Фото: MARTIN MEISSNER/AP/ТАСС

Броня не спасет: какую военную технику Украина получает от Запада

В мире

В зоне СВО ожидается крупнейшее танковое сражение. Страны НАТО собирают «железный зоопарк» — танки «Леопард», «Леклер», «Челленджер», «Абрамс». Также анонсированы поставки боевых машин пехоты (БМП) — «Бредли» и «Страйкер». Броню собирают для масштабного наступления — в том числе на Крым. Насколько серьезно эти поставки повлияют на соотношение сил, чем ответит Россия и когда ждать самой крупной танковой битвы ХХI века?

Была ВОВ, а сейчас СВО. Терминология Великой Отечественной звучит на Украине все чаще. Так, например, Артемовск (по-украинcки — Бахмут) Киев уже называет «нашим Сталинградом» и не хочет оставлять по политическим причинам.

— Дело в том, что Украине обещаны масштабные поставки военной техники. Но только под конкретные победы или хотя бы отсутствие явных поражений, — рассказывает военный эксперт, полковник ВС РФ в отставке Андрей Земцев. — Пока техника «в реале» не будет поставлена, город будут стараться удерживать. Иначе западные кураторы могут справедливо разочароваться и поставки как минимум сократить.

Военный эксперт Владислав Шурыгин добавляет:

— Счет погибших в битве за Артемовск уже пошел на десятки тысяч. В пабликах украинских военных и их родственников постоянно обсуждаются две темы: поиск пропавших под Артемовском без вести и обсуждение, как там в принципе выжить. Велика вероятность, что в этом городе ВСУ могут попасть в огромный котел, где погибнут самые боеспособные части.

Эксперт добавил, что в Артемовске может повториться сценарий Мариуполя, где были уничтожены лучшие бойцы украинской армии.

— Главная проблема пока в том, что в город, в отличие от Мариуполя, продолжают поступать свежие силы, которые снимают с других направлений. С одной стороны, это здорово — ВСУ сами себя гробят. С другой стороны, мы пытаемся взять этот город уже несколько месяцев, и пока это не получается, — пояснил Андрей Земцев. — Для Киева этот населенный пункт принципиален. Они даже слоган запустили: «Бахмут — це Украина». Сдать его — значит понести не только военное, но и очень серьезное психологическое поражение.

Между тем, чтобы отвлечь внимание мирных граждан от Бахмута, Киев «разгоняет» идею скорого победного наступления.

— Мы сможем вернуться к довоенным границам, если нам дадут дополнительно 300 танков, 600–700 боевых машин пехоты и 500 гаубиц, — заявил главком ВСУ Залужный.

Руководство стран НАТО решило технику дать. Первым делом — танки и БМП.

Армада НАТО

— Эта бронетехника — оружие прорыва, — пояснил Андрей Земцев. — Нужны, конечно, и гаубицы, подавляющие перед наступлением оборону противника. Если все требуемое Украине поставят, то ей просто придется наступать. Не изображать, а идти вперед: военных советников стран НАТО, воюющих сейчас на Украине, не обманешь. И если наступления не будет либо оно сорвется, дальнейшая помощь Украине будет сильно урезана, если не свернута совсем. Никто не станет вкладываться в неработающий проект. Так что вероятность наступления я оцениваю как очень высокую.

Итак, что могут предоставить страны НАТО? Одни только Штаты сейчас готовят к отправке на Украину 31 танк «Абрамс». Также они обещают около сотни БМП «Брэдли» и еще около сотни бронемашин «Страйкер». Этой техники хватит, чтобы сформировать мотопехотную дивизию. Также обещали помочь танками Польша, Великобритания, Испания, Германия, Дания, Нидерланды, и другие европейские страны тоже обещают «скинуться». В общей сложности только танков «Леопард» будет более 200. Причем поставки уже начались. Германия отгрузила 15 «Леопардов», британцы обещают передать 14 «Челленджеров», а Франция — около 300 современных танков «Леклер». За дело взялись буквально всем миром: танки Украине обещают поставить не только 12 стран НАТО, но и Австралия, Южная Корея, Япония.

По мнению экспертов, всю эту армаду планируют собрать к поздней весне — когда на Украине просохнет грунт, ведь наступать по распутице крайне сложно. Так что танкового сражения, вероятно, стоит ждать ближе к лету.

«Леопард» на пенсии

Итак, главную часть танковой группировки противника составят «Леопарды». Что это за танк? Оказывается, не лучший. Дело в том, что Германия, например, решила поставить Украине 178 «Леопардов» первой серии. «Подобная техника не поможет ВСУ одержать победу над Российской армией. Вместе с этими танками Киев получит кучу проблем, которую нелегко решить», — пишет американский журнал Military Watch.

Невероятно, но факт: боеприпасы для этих танков уже... не производят. Страны НАТО еще 40 лет назад перешли на калибр 120 мм, а здесь пушка — 105 миллиметров.

«Конечно, какое-то количество боеприпасов еще хранится на складах и в арсеналах как самой Германии, так и некоторых стран Европы, но этим ситуацию не исправишь», — пишет Military Watch.

Кроме того, как выяснилось, танки сами по себе уже устарели, и в рамках планируемого ремонта их никто модернизировать под современные стандарты не будет. Во-первых, на это просто нет времени, техника необходима уже сейчас. Во-вторых, на модернизацию нужны огромные средства, а их никто тратить не собирается. Так что технику полувековой давности лишь подремонтируют и подкрасят.

«Основное орудие «Леопард-1» старой нарезной конструкции не только имеет очень ограниченные характеристики по сравнению с современными гладкоствольными орудиями, но и может использовать только 105-миллиметровые снаряды», — пишет издание.

Оказывается, немецкие танки «Леопард-1» поступили на вооружение аж в 1965 году и ни разу не участвовали в боевых действиях. Еще полвека назад танк показал себя посредственно — особенно по сравнению с советским Т-64, составлявшим когда-то основу танкового парка Украины.

— «Леопард» — техника довольно крупная, и его сложнее укрыть на местности, чем танки российские, — пояснил военный эксперт Виктор Баранец. — К тому же «Леопард» имеет очень большой прицел наводчика, поэтому в лобовой броне появляется крупная уязвимая зона.

Как пояснил эксперт, довольно уязвим у немецких танков и корпус.

«Абрамс» — машина серьезная

Американский танк от немецкого «пенсионера» сильно отличается. Одно из его главных достоинств — скорострельная пушка, способная выпускать до 10–12 выстрелов в минуту. Более того, бронебойные снаряды, которые эта пушка использует, весьма эффективны. Во всяком случае, они лучше, чем в наших танках. Броня лобовой части танка очень мощная.

— «Абрамс» — танк высокотехнологичный. У него, например, есть система распознавания «свой-чужой». Экипаж видит на планшете все танки на поле боя и знает, кто из них свой, — пояснил Андрей Земцев. — В этом ему помогает прямая связь со спутником в космосе.

Важно, что снаряды и патроны хранятся в защищенном отсеке.

— Это значит, что в случае попадания под огонь противника уменьшается вероятность детонации боекомплекта, — пояснил эксперт. — Такой танк более «живуч».

Также, по его словам, «Абрамс» имеет мощный двигатель — аж 1,5 тысячи «лошадей». Благодаря газовой турбине танк быстро стартует и разгоняется.

— Это крайне важно, особенно если танки попали под обстрел и из-под него нужно уйти, — пояснил Андрей Земцев. — Высокая скорость и вообще маневренность имеет огромную роль при атаке. Ты только прицеливаешься, а «Абрамс» — уже на твоей позиции. При этом, к счастью, грозный танк имеет и недостатки.

— Да, лобовая броня толстая, а вот бортовая довольно уязвима: ее можно пробить даже старым гранатометом, — рассказывает эксперт. — При этом заднюю часть «Абрамса» реально прошибить даже из пушки боевой машины пехоты.

«С тылу» танк прикрыт слабо. Тут все логично: если прочную броню делать везде, танк станет намного тяжелее, его маневренность резко снизится, повысится уязвимость. Мало прикрыт «Абрамс» и сверху. Если на него направить точный боеприпас — например, с беспилотника, танк сильно пострадает.

При этом, как пояснил Андрей Земцев, «Абрамс» невероятно тяжелый — до 68 тонн. Поэтому ездить он может хоть и быстро, но недолго — топливо быстро заканчивается. И если втянуть эти танки в долгий бой, у них может кончиться запас хода. А танк, который остановился, — великолепная мишень!

— Надо понимать, что «Абрамсы» — а это на самом деле один из лучших танков в мире — уничтожали даже йеменские партизаны-хуситы, которые лупили по ним из противотанковых ракет. И пробивали боковую броню, — пояснил Андрей Земцев. — Да, техника хорошая, но точно не бессмертная.

Хотят выйти к морю

Кандидат военных наук Александр Бартош считает: бронетехника нужна Украине для наступления на юге.

— Конечно, танки и БМП можно использовать и на Донбассе. Но, как показал опыт Великой Отечественной и штурма Грозного, в городских условиях бронетехника довольно уязвима. Да, она может эффективно использоваться при штурме домов — когда позиции противника расстреливают в упор. Но сами танки и БМП не так трудно поразить — выстрелив с близкого расстояния, что называется, из-за угла, — пояснил эксперт. — Куда логичнее использовать танки для масштабного наступления. Киев уже не раз заявлял, что собирается прорываться на юг и вновь выходить к берегу Азовского моря, который у него «отобрали». Я практически уверен, что целью ВСУ станет Мариуполь. Это важный политический момент. Дело не в самом городе — Киеву нужен лишь значимый, мелькавший в западных СМИ населенный пункт на карте.

Что может противопоставить Россия? По мнению эксперта, во-первых, имеет смысл подготовить эффективную линию обороны. В Белгородской области, например, инженерные войска ЧВК «Вагнер» уже выстроили противотанковые сооружения, которые во время Великой Отечественной называли «зубы дракона». Это бетонные пирамиды, соединенные цепями. За ними — огневые точки, укрепленные доты и позиции для пехоты.

— Наталкиваясь на подобные сооружения, силы прорыва — обычно это бронетранспортеры, боевые машины пехоты, машины спецназа, боевые разведывательные машины — теряют самый ценный ресурс — время, — пояснил Андрей Земцев. — Когда попытка прорыва зафиксирована, по наступающим начинает «накидывать» артиллерия, ведется огонь с боевых вертолетов. Так наступление и срывается. До вступления в бой танков часто даже и не доходит.

Второй вариант — если прорыв все-таки случился, возможен танковый бой — как в 1943-м под Прохоровкой. У России, по мнению экспертов, сейчас довольно много танков, превосходящих по параметрам европейские и американские. Это, например, Т-80 и Т-90, Т-95, Т-14 «Армата», но...

— Я не думаю, имеет ли смысл одними танками сдерживать другие, — пояснил Александр Бартош. — Россия располагает хорошим противотанковым вооружением.

Так, например, «Леопарды» и «Абрамсы» даже в лоб способны поразить противотанковые ракеты «Вихрь-1», которыми стреляют с вертолетов Ка-52. Они пробивают броню до 1200 мм.

Наши ракеты «Атака-В» пробивают до 1000 мм брони. Очень опасен для западной техники и противотанковый комплекс «Корнет-Д1». Он запускает ракеты залпом. Сначала, как правило, активная защита вражеского танка первую ракету сбивает, а уже вторая поражает цель.

Похожим образом работает и наш ручной гранатомет РПГ-30 «Крюк» — им можно действовать на дистанции до 200 метров. А есть еще «Метисы», «Фаготы», «Малютки», «Конкурсы», «Штурмы»... В общем, защита от танков у нас весьма неплохая.

Утилизировать на подступах

Александр Бартош уверен: в истории с танками есть хорошая и плохая новости.

— Плохая в том, что их действительно будут поставлять, потому что без поставок военной техники Киев ждет быстрый крах, чего Штаты допускать не хотят, — пояснил эксперт. — А хорошая новость — их будут поставлять не сразу и мелкими партиями: в этом признаются сами страны НАТО. Огромные танковые колонны на Украину не пойдут. Поэтому у нас есть возможность «утилизировать» бронетехнику заранее, за сотни километров от фронта.

Как пояснил Александр Александрович, танки на Украину можно доставлять исключительно железнодорожным транспортом — на фуре и по морю их не перевезешь.

— Поэтому нам нужно взять под контроль польскую границу, — считает эксперт. — Сначала, конечно, должна сработать разведка: когда придут танки, на какие станции, сколько их будет.

Затем необходимо просчитать точные координаты: где именно эшелоны с танками будут находиться. Плюс необходимы точные координаты средств ПВО, которые пункты пропуска через границу прикрывают. Затем наступает этап уничтожения составов с бронетехникой. Вариантов тут три. Первый — нужно задействовать ССО — силы специальных операций, которые могли бы вести подрыв железнодорожных путей, тяговых электроподстанций и других объектов инфраструктуры. Опыт таких действий, в том числе на Украине, у нас есть со времен Великой Отечественной. Второй способ — использование гиперзвуковых ракетных комплексов «Кинжал», «Калибр» или, скажем, «Циркон», которые могут наносить удары по железнодорожной инфраструктуре. Третий вариант: нужно наносить авиаудары по пунктам прохода техники.

Как пояснил Александр Бартош, есть два эффективных способа: тактическая и стратегическая авиация.

— Чтобы использовать первую, нужно, конечно, заранее подавить ПВО противника.

Сначала, грубо говоря, «Кинжалы», а уже только потом бомбардировщики. Второй вариант — авиация стратегическая, которую на Украине мы еще пока не задействовали. У нас есть самолеты, способные «работать» с высоты 15 километров! Средства ПВО до них просто не добивают. Другой вопрос, что точность таких бомбометаний, конечно, ниже, чем у авиации тактической. В любом случае самый эффективный способ не допустить поставок бронетехники — это «утилизировать» ее сразу после пересечения украинской границы.

Эксперт напомнил слова президента России Владимира Путина, сказанные им 2 февраля в Волгограде. Российский лидер сказал: «Нам есть чем ответить на поставки «Леопардов», применением бронетехники дело не закончится. Современная война с Россией будет для них совсем другой».

— Мне сложно сказать, что имел в виду Верховный главнокомандующий. Но очевидно, что речь идет о применении нашими войсками самого современного и мощного российского оружия, — пояснил Александр Бартош. — Какого — скоро узнаем.

ЦИФРА

1200 единиц бронетехники обещают поставить Украине в 2023 году. Это не так уж много. По данным главы Минобороны РФ Сергея Шойгу, только в январе этого года Украина потеряла 341 танк и другие бронемашины.

amp-next-page separator