«Конфликт растянется на годы»: почему Армения на самом деле не смирилась с потерей Нагорного Карабаха
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, придя к власти, зарекомендовал себя как «человек мира, желающий выстраивать добрососедские отношения с Баку». Именно по этой причине лидер спокойно отреагировал на фактическую потерю Нагорного Карабаха. Об этом в беседе с «Вечерней Москвой» заявил политолог Дмитрий Журавлев.
Политика Пашиняна и реакция народа
По его мнению, Пашиняна нельзя отнести к прокарабахским политикам, которые готовы ставить на кон все ради спасения непризнанной республики. Все куда сложнее, заметил собеседник «ВМ».
— Политика Пашиняна выстраивалась по пути мирного урегулирования любых конфликтов, связанных с Карабахом, и основной упор он делал на развитие страны, — пояснил Журавлев. — Он не говорил громких фраз: «Сначала Карабах, а потом все остальное». Напротив, он выступал за мирный путь решения любых споров и хотел укрепить отношения Армении с Западом.
Среднестатистического жителя Армении, по словам политолога, изначально такая позиция устраивала, поскольку бороться за Карабах действительно смысла не было, так как первая война 1988 года была выиграна Ереваном. И в сердцах многих армян их страна была победителем, смысла доказывать это повторно не было. Но все изменилось в июле 2020 года, когда конфликт между странами вспыхнул с новой силой.
— Эта война была проиграна. И с такой ситуацией не смирились жители Армении, а также генералы и оппоненты Пашиняна внутри политической элиты, которые настаивали на продолжении боев. Сейчас можно говорить только о том, что это именно Пашинян смирился с потерей Карабаха. Население с этим мириться не намерено. Следовательно, протестных настроений Пашиняну не избежать, — продолжил политолог.
Последствия мирного соглашения
Эксперт также подчеркнул: если начнется новая эскалация военного конфликта после трехсторонней встречи Путина, Пашиняна и Алиева, то армянскому премьеру не удастся задержаться в своем кресле надолго, ведь тогда все его слова о мире потеряют любой смысл.
Журавлев отметил важную деталь, которая заставляет Пашиняна во многом действовать так, как не хочется армянскому народу. Связано это с непростой внутренней политикой страны.
— Как я уже сказал, многие прокарабахски настроенные политики в правительстве — оппоненты действующего премьера. И в некоторых вопросах Пашинян принципиально действует не в угоду им. Еще и по этой причине премьер не хочет бодаться с Баку, — пояснил политолог.
С другой стороны, нынешнее соглашение между Баку и Ереваном имеет немало подводных камней, которые в будущем могут стать новыми очагами для конфликтов и споров, выразил уверенность собеседник «ВМ».
— Сказать, что Пашинян прямо подарил Карабах, тоже неверно. Посмотрите лучше на их соглашение о признании целостности территорий. Это признание не по точным географическим координатам, а по квадратам. А это означает, что могут быть новые захваты, новые военные конфликты. И эта ситуация будет постоянно переходить из горячей фазы в холодную, — предположил Журавлев.
Еще одна сложность, в которую себя погружает Пашинян, — это намерение избавиться от 102-й российской военной базы, располагающейся в Гюмри:
— Пашинян не может защитить Карабах и в то же время хочет убрать российские войска, которые выступают гарантом защиты от нападения Азербайджана на основную территорию страны. Если российские войска уйдут, то опираться стране будет не на кого. Но такое возможно только в том случае, если между Баку и Ереваном наступит мир. А где гарантия того, что это произойдет?
В заключение спикер назвал ситуацию вокруг Карабаха крайне тяжелой и долгоиграющей — такой, которая растянется на долгие годы. Не исключил Журавлев и начала продолжительных протестных акций в стране после возможного заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
Детали соглашения
На минувшей неделе Пашинян заявил о взаимном признании территориальной целостности Армении и Азербайджана в пределах советских административных границ. Это означает, что премьер отказывается от претензий на Карабах. Площадь Армении в этом случае составит 29,8 тысячи квадратных километров, а Азербайджана — 86,6 тысячи, включая Нагорный Карабах.
Вторым пунктом соглашения между Баку и Ереваном является то, что Армения отказывается от требований касательно гарантий для карабахских армян в связи с рисками этнических чисток. По мнению Пашиняна, жители непризнанной республики должны самостоятельно обсуждать все вопросы с азербайджанскими властями. Правда, председатель армянского правительства надеется на международные гарантии, исключающие геноцид армянского населения на территории Карабаха.
Третий пункт соглашения касается анклавов. Так, по сообщению Пашиняна, четыре азербайджанских села, которые располагаются внутри Армении, могут вернуть под контроль Баку. В ответ армянская сторона получит контроль над селом Арцвашен, которое окружено азербайджанской территорией.
СМИ сообщают, что Пашинян стремится подписать мирное соглашение как можно скорее. По его словам, армянская сторона передала Баку уже четвертый вариант договора. Последняя встреча Пашиняна и Алиева состоялась 25 мая в Москве, далее консультации пройдут 1 июня в Кишиневе, в июле политики пообщаются в Брюсселе. Вероятно, по итогам этой череды переговоров контуры мирного соглашения будут видны еще более отчетливо.
В свою очередь РФ остается привержена позиции по урегулированию ситуации в Карабахе в рамках трехсторонних договоренностей между Москвой, Ереваном и Баку, о чем накануне заявил российский лидер Владимир Путин на встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Кремле.