Почему Венесуэлу охватила волна протестов после выборов президента и что будет дальше
В Венесуэле завершились выборы президента страны, согласно результатам которых победу одержал Николас Мадуро. Однако не всех устроил такой расклад: некоторые страны не признали итоги венесуэльских выборов, а в Каракасе поднялась волна протестов. Что произошло в Венесуэле, почему победу Мадуро не признают и грозит ли стране госпереворот — в материале «Вечерней Москвы».
Что произошло
Штаб Мадуро заявил о его победе на выборах утром 29 июля, еще до объявления официальных цифр национального избирательного совета CNE. Но радость от этого не была общей. Оппозиция Венесуэлы считает, что на самом деле победил оппозиционный кандидат Эдмундо Гонсалес.
Кроме того, в стране разгорелись протесты. Сторонники оппозиции перекрыли дороги и сожгли несколько машин. Полиция для разгона протестующих применила слезоточивый газ. В результате беспорядков, по данным СМИ, пострадали 20 человек.
Несогласие с итогами выборов выразила и часть зарубежных лидеров. Утверждается, что результаты экзитполов свидетельствовали о победе Гонсалеса. При этом девять стран Латинской Америки потребовали полностью пересмотреть результаты президентских выборов.
Американские СМИ пишут, что США могут ввести новые санкции против Венесуэлы, не отменяя старых ограничений. Причиной для этого якобы послужило то, что Вашингтон изучил данные экзитпола, которые противоречат официальной информации.
Позднее венесуэльский МИД анонсировал отзыв своих дипломатов из стран, не признавших итоги выборов и переизбрание Николаса Мадуро.
Сам Мадуро назвал происходящее «попыткой организовать фашистский и контрреволюционный государственный переворот».
Что будет дальше
Профессор СПбГУ, главный редактор журнала «Латинская Америка» Виктор Хейфец считает, что ситуация с протестами будет зависеть от того, какой она станет в выходные. Ведь в будние дни многие заняты на работе, а в выходные у людей есть время, чтобы принять участие в акциях.
— Эти процессы могут усилиться. И если это произойдет, то не исключены подвижки позиции армии. Сейчас она полностью сохраняет лояльность в отношении руководства страны, — отметил эксперт.
Негативная реакция на победу Мадуро стала следствием того, что многие опросы показывали вероятность победы кандидата оппозиции, и только немногие говорили о триумфе представителя власти, заметил Хейфец. Потому когда картина по итогам выборов стала обратной, многие в это не поверили.
— В ряде стран не стали заявлять, что отказываются признавать результаты выборов. Однако они хотят увидеть протоколы, которые подтвердили бы победу Мадуро. Даже Бразилия, с которой у него хорошие отношения, — отметил собеседник «ВМ».
За годы власти Мадуро уровень жизни в Венесуэле значительно снизился: людям едва хватает денег на проживание, они вынуждены отстаивать огромные очереди за лекарствами, продуктами питания, рассказал эксперт.
— За последние два года в Венесуэле был рост ВВП на пять процентов. Но эти изменения не коснулись самой бедной части страны. Поэтому многие в Венесуэле живут плохо. Из страны уехало от пяти до семи миллионов жителей — порядочная часть населения. Немного проще тем, у кого родственники живут за границей и могут присылать деньги, — заметил Хейфец.
Экономический кризис стал главной претензией к властям, которые не могут с ним справиться. Отчасти его причинами являются зарубежные санкции. Однако кризис начался еще до них.
При этом в протестах нельзя обвинять США, как это уже делают некоторые СМИ, заверил спикер.
— Конечно, американские санкции добавляют проблем. Но они не единственная причина кризиса. Американцы, безусловно, поддерживают антиправительственную оппозицию, но она и без них достаточно радикальна, — объяснил профессор.
Интерес США может заключаться в том, чтобы Венесуэла перестала быть «рупором антиамериканских сил». При этом Штатам не нужны мигранты, бегущие из страны. А если бы им нужна была только нефть, тогда не вводились бы санкции, подчеркнул Хейфец.
— Протесты наверняка еще будут продолжаться. Все решится в ближайшие две недели. Многие противники Мадуро на самом деле не готовы играть долго. Они хотят либо быстрой победы, либо эмиграции, — заключил эксперт.