Ведущая «Спокойной ночи, малыши!» Татьяна Судец: Хороших детских программ на ТВ сегодня нет
Сюжет:
Эксклюзивы ВМОсенью 1964-го по второй телепрограмме советским детям впервые показали «Спокойной ночи, малыши!». «Вечерняя Москва» побеседовала с одной из ведущих программы Татьяной Судец.
Для нескольких поколений советских детей, выросших на телепередаче «Спокойной ночи, малыши!», которую Татьяна Судец вела без малого четверть века, она так и осталась любимой тетей Таней.
— Татьяна Александровна, когда готовился к интервью, прочел, что ведущая легендарной детской передачи Татьяна Судец «в годы перестройки ушла с Центрального телевидения». А почему, что тогда случилось?
— Хо! Ушла! Я не уходила, это нас «ушли». Взяли и уничтожили хорошую, нужную профессию — диктор Центрального телевидения. Я очень люблю это звание, и когда меня хотят объявлять где-то, я прошу: «Пожалуйста, сначала говорите — «диктор Центрального телевидения», а потом уже — «заслуженная артистка Российской Федерации»». Потому что заслуженных артистов у нас достаточно, а дикторов Центрального телевидения было совсем немного. И были мы, можно сказать, родными людьми, семьей.
— А ведущих было еще меньше, чем дикторов, да?
— Мы все были ведущими, не надо! У каждого была своя программа. Профессия диктора — это конгломерат всех профессий, которые были на телевидении. Мы могли все: играть, читать текст...
— Читать с суфлера?
— Суфлеров не было. Мы все запоминали наизусть или подглядывали.
— В прямом эфире разве страшно не было?
— А у нас всегда был прямой эфир. Конечно, было страшно. Программа «Время», например. И несут тебе текст. Подползают так, как в некоторых фильмах показывают. Но ладно, когда дают текст нормальный, вычитанный, а могут и с телетайпа принести третий, «слепой», экземпляр… Я умирала от страха, боясь, что неправильно что-нибудь прочитаю. Профессия диктора была очень ответственная, очень.
— А бывало, что ударение при произношении какого-то слова неправильно ставили?
— Конечно. Но у нас была Флора Леонидовна Агеенко (кандидат филологических наук, специалист по практической орфоэпии и культуре речи. — «ВМ»). Она входила в редакционную группу, которая составляла «Словарь ударений для работников радио и телевидения» под редакцией Розенталя. Попробуй-ка скажи неправильно! А если у диктора набиралось много ошибок, с него снимали премию. И к концу квартала премии могло и не быть. Помню, Флора Леонидовна мне как-то сказала: «Танечка, надо говорить слово «фОльга», не «фольгА»...
— Вы меня разыгрываете!
— Если бы! Помню, после этого прихожу я в хозяйственный магазин и спрашиваю у девушки-продавца: «Скажите, пожалуйста, у вас есть фОльга?» Она не реагирует. Я повторяю вопрос. Она осмотрела меня с ног до головы и отвечает: «ФОльги нет! Есть фольгА».
— Когда ведущими «Спокойной ночи, малыши!» стали мужчины — Дмитрий Маликов, Юрий Куклачев, Николай Валуев, да и другие, вы как к этому отнеслись?
— Ну, это уже после нас было. А вообще, когда меня спрашивают: «Как вы относитесь к современным выпускам «Спокойной ночи, малыши!», я всегда говорю: «Плохо» И вот почему. Раньше эта передача шла 15 минут, и родители были спокойны за детей, знали, что их плохому не научат. Им расскажут, как надо себя вести, как к взрослым обращаться, даже, может быть, подскажут, как столовыми приборами пользоваться. В общем, нужным вещам учили. После этого начинался мультфильм. Советский, который тоже учил добру. Если он был длинным, как «Аленький цветочек», например, мы на две или на три серии его делили. И заставку «Спят усталые игрушки…» дети до конца слушали. Было два ее варианта — мужской и женский, один — короче, другой — длиннее, в зависимости от продолжительности мультфильма.
А сейчас программа, по-моему, 9 минут всего идет. Мультфильмы отвратительные! Одних «инсультников» показывают. Когда меня спрашивают, что я имею в виду, объясняю: «Ну, вы сами посмотрите! Мишки-мимишки, лиски, крысы какие-то — у всех у них рот на боку. Ну почему наши дети должны на этих уродов смотреть?» А началось это все, когда нам стали «телепузиков» показывать… Оказывается, эта программа была создана для умственно отсталых детей. Зато сейчас — засилье всяких косоротых, как я их называю.
— Ну, то, что хронометраж программы меньше стал, наверное, объяснить можно — темп жизни тоже поменялся…
— Но на детях нельзя экономить! А у нас нет ни хороших детских программ, ни детских фильмов! В советское время у нас были свои программы. А потом мы стали под копирочку чужое снимать. И самое противное — везде одно и то же. Вот с недавнего времени все запели! И сразу по всем каналам.
Досье
Татьяна Судец родилась 22 августа 1947 года в Москве. Окончила радиотехнический факультет Московского энергетического института, семь лет проработала ЦНИИ автоматики и гидравлики. На телевидение пришла в октябре 1972 года. Работала в дикторском отделе, была ведущей программ «Время», «Голубой огонек», «Умелые руки», «Больше хороших товаров», «Наш адрес — Советский Союз», «Песня года», «Москва и москвичи», «Игрушки», «Женские судьбы» (канал «Звезда»), «Спорт. Истории здоровья» (канал «Семерка»).