Как гагаузы и молдаване оказались в составе одной республики
Это можно считать одновременно и наследием СССР, и результатом того, что развод республик Советского Союза в 1991 году произошел без должной правовой подготовки. То, что гагаузы и молдаване оказались в составе одной республики в составе СССР, можно считать историческим недоразумением, но такова была сталинская политика.
Гагаузы — тюркский народ, говорящий на гагаузском языке (близком к турецкому), исповедующий православие. Тогда как молдаване — романский народ, говорящий на молдавском языке. В состав Молдавской ССР Гагаузия вошла после раздела Бессарабии советскими властями между Кишиневом и Киевом. Попытки создать автономию гагаузов были и в советское время — в 1948 и 1958 годах. Однако навстречу их требованиям пошли частично — приняли меры по возрождению языка и культуры гагаузов.
В 1980-х годах, особенно на фоне роста национальной интеллигенции, а потом и благодаря перестройке начался резкий рост гагаузского национального самосознания.
В августе 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР принял закон, закреплявший статус государственного только за молдавским языком, что еще больше подстегнуло движение за независимость. В начале 1991 года советское руководство стало готовить новый Союзный договор, который заключили бы между собой уже не союзные республики, а эти республики на равных с автономиями в их составе.
В ответ власти Молдавской ССР стали еще больше разжигать националистическую пропаганду. Дело шло к вооруженному конфликту. В конце концов Кишинев, не рискнув воевать, пошел на компромисс, который оказался неустойчивым. Противоречия усиливаются еще и тем, что руководство Гагаузии придерживается пророссийской ориентации, тогда как нынешние власти Молдовы взяли курс на интеграцию с Евросоюзом. Летом суд в Кишиневе приговорил главу автономии Евгению Гуцул к семи годам лишения свободы по делу, связанному с ликвидированной пророссийской партией «Шор». Так что это еще не конец истории.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции